Фальшаки на данный момент не те, что ранее

Фальшаки на данный момент не те, что ранее. Подделать на данный момент можно все что угодно, при всем этом используя новейшие технологии.

Раньше, чтобы сделать трещины, кракелюры, картину сушили в духовке. Сейчас эти признаки возраста делаются с помощью микроскопа - сегодняшние поддельщики непревзойденно соображают, что экспертизу их работ будут проводить уже не только знатоки, работающие своим натренированным глазом, ну и технологи, которые могут проникнуть в саму ткань картины.

О фальшаках и современных методах технологического анализа сотрудник отдела экспертизы Городского НИИ реставрации, спец по вопросам художественной практики русского авангарда Юлиан ХАЛТУРИН поведал корреспонденту "Известий" Николаю МОЛОКУ.

- Сколько фальшаков вращается на нашем артрынке? - Все зависит от популярности на рынке того или другого искусства.

Нежели брать русский авангард, то среди новейших вещей, появляющихся на рынке, лишь процентов пять-десять подлинные. Остальное фальшаки.

Они приходили несколькими волнами, я уже узнаю разные руки и разные приемы.

У нас есть целые мастерские, делающие фальшаки.

Из-за их богатства западный артрынок в последние годы практически отказался от русского авангарда.

- Какие документы подлинности я, как клиент, должен получить от галереи или салона? - Неотклонимых требований просто не существует - предполагается, что галерея имеет лицензию на право антикварной деятельности, а потому клиент может ей доверять.

Но в принципе документы, экспертные заключения нужно требовать. - Какие организации у нас выдают экспертные заключения?

- В Москве это Третьяковка, Центр Грабаря, мы, иными словами Институт реставрации, также Музей имени Андрея Рублева, Музей декоративно-прикладного искусства и Музей Востока. Но, скажем, Пушкинский музей не проводит экспертизы.

В Питере это Русский музей и, как я знаю, Эрмитаж. Неважно какая из этих организаций практикуется на чем-то своем.

Центр Грабаря хорош в работе с графикой.

У нас массивная, как на данный момент молвят, "технологичка".

- Иными словами, нежели мне показывают экспертное заключение с печатью Третьяковской галереи, я могу быть уверен, что вещь подлинная? - Вещь, естественно, все равно нужно глядеть.

И нужно внимательно прочитать это заключение и в случае колебаний проверить его. Очень часто заключения подделывают.

Нам звонят и спрашивают: давали ли вы такое заключение?

Мы проверяем, так как у нас есть своя документация. Однажды нам даже принесли такое поддельное заключение - кто-то просто сканировал наш бланк и вставил туда свой текст.

По терминологии и стилистике этого текста видно, что его писали не мы. Но наш институт занимается не только рыночными вещами, ну и музейными, где вопрос о подлинности, традиционно, не стоит. Кто-то удачно произнес, что экспертиза - это скорая помощь.

Или артдиагностика.

Экспертиза позволяет получать информацию не только о самой вещи и ее сохранности, ну и о художественной практике того или другого времени, о приемах и психологии творчества. Не считая того, такие исследования дают нам набор эталонов.

- Вам приносят картину.

Что вы с ней делаете? - Наш метод предполагает длительное и всестороннее исследование.

Этим мы не очень попадаем в темп рынка с его запросом на стремительный оборот. Но такая основательность является определенной гарантией характеристики экспертизы и в конечном итоге - страховкой для носителя.

Ты должен не только разобраться в стилистических особенностях, ну и понять, как была сделана вещь и какую жизнь она прожила.

Произведение искусства - это материальный объект.

Ты смотришь, на каком холсте картина написана - домотканом или промышленном.

Нежели она претендует на XVII век, а написана на холсте, который еще не производился в то время, значит, это фальшак.

То же самое с красками.

Хим анализ позволяет отыскать состав пигментов.

К примеру, мы узнаем, что использована зеленоватая краска с таким-то пигментом. Этот пигмент изобретен только среди XX века.

А картина претендует на XVII век.

Все становится понятно. Но это обыденный вариант, и далеко не повсевременно хим анализ или другой метод по отдельности дают вправду объективное познание.

Именитые фальсификаторы 1-ый закон, запрещающий бесконтрольное копирование авторских гравюр, был издан в Англии в 1735 году (кстати, по настоянию не коллекционера, а художника - Уильяма Хогарта). Но 1-ые сведения о фальсификациях относятся еще к середине XV века (тогда это была подмена оригинала или работа в манере другого художника).

С тех пор выросло не одно поколение фальсификаторов.

Итальянец Лука Джордано (1632-1705) прославился своими подделками работ Дюрера.

Один из его патронов купил такую "подтвержденную" работу и с гордостью показал художнику. Джордано показал свою, спрятанную в рисунке подпись.

Разгневанный владелец подал в суд, но тот оправдал имитатора, высказавшись в том духе, что нет вины художника в том, что его произведения так же хороши, как и подлинные работы Дюрера.

Голландец Дирк Ян ван дер Лан (1759-1834) много работал в стиле, близком манере Вермера. После его смерти практически все работы были проданы как картины Вермера, хотя живописец повсевременно подписывал их своим именованием.

Нередко появление фальшивок стимулировала мода на тот или иной стиль. К примеру, работы итальянского конструктора Джованни Бастиниани (1830-1868) после его смерти во практически всех музеях воспринимались как шедевры эпохи Возрождения.

Но самым известным фальсификатором признан голландец ван Мегерен, работавший в 30-е годы XX века. Самая именитая подделка в мире - приписанная им Вермеру картина "Христос в Эммаусе".

Ее, не подозревая о этом, ввел в оборот известнейший искусствовед Абрахам Бредиус.

Примечательно, что хотя произведение было выставлено на торги и куплено для музея Бойманс в Роттердаме, один из дилеров телеграфировал собственному нанимателю: "Картина - гнусная подделка". Чтобы имитировать возраст собственных картин, ван Мегерен употреблял выдающиеся для собственного времени технологические приемы, а конкретно, "Христос в Эммаусе" был написан на неповторимом холсте XVII века, а для красок он применил изобретенное им соединение, стимулирующее скорое старение живописи.

Узнать такую подделку можно лишь способом комплексных технологических исследований, используя в том числе и хим анализ, который, кстати, в 1-ый раз был применен в Голландии в 1925 году, но при исследовании другой картины. А что вы думаете о этом?

Добавить комментарий