Исполнительный директор Межгосударственного фонда гуманитарного...

Исполнительный директор Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран – участников СНГ (МФГС) Армен Смбатян поведал обозревателю «Известий» Константину Волкову о том, почему страны СНГ заинтересованы в культурной интеграции с Россией. Армен Багратович, как зародилась мысль сделать Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества?
Опосля распада СССР стало понятно, что нужно сохранить накопленное во времена Союза культурное богатство и культурные связи.
Как увидел Миша Швыдкой в одном из интервью, «Фонд посодействовал нам не утратить друзей». Создание Фонда оказалось непростым делом.
Сначала 90-х годов почти все были настроены негативно по отношению к наследию СССР, критично относились к интеграционным действиям в хоть какой сфере, таковым скептикам везде мерещилось наследие Политбюро.
Во всех странах бывшего СССР не хватало средств на культуру, у появившихся суверенных стран были другие неотложные заботы. Когда я был министром культуры Армении, совместно с моими коллегами-единомышленниками – Мишей Швыдким в Рф, Поладом Бюль-Бюль Оглы в Азербайджане, Майей Кобахидзе в Грузии – мы пробовали сделать таковой фонд.
Но эта инициатива не получила тогда подабающей поддержки в юных государствах. Лишь в 2004–2005 годах начали вырисовываться контуры МФГС – организации новейшей по назначению и целям.
В разработке Фонда воспринимали роль великие артисты Кирилл Лавров и Михаил Ульянов, Миша Швыдкой, тогда управляющий Федерального агентства по культуре и кинематографии, ассистент президента Рф Джахан Поллыева, председатель Совета по культурному сотрудничеству министров культуры государств СНГ Полад Бюль-Бюль Оглы, особый представитель Казахстана по вопросцам культурно-гуманитарного сотрудничества в СНГ Дюсен Касеинов, ректор МГУ Виктор Садовничий и почти все остальные. Почему в новеньком тысячелетии мысль Фонда была наконец-то принята?
Сначала двухтысячных, невзирая на ряд кризисных шагов, финансовая жизнь на постсоветском пространстве стабилизировалась, люди закончили мыслить о сиюминутных заботах, смогли осмотреться и вглядеться в будущее – свое и своих малышей.
Конкретно тогда в очередной раз за всю историю населения земли стало ясно, что культура может оказать огромную помощь в отношениях меж народами и странами, поможет решать принципиальные задачки значимым образом, не откладывая их рассмотрение на неопределенное время, которого, кстати, может не хватить.
Управления и общества государств СНГ закончили бояться утраты независимости, повсеместно формировалось новое, имеющее современный прагматический подтекст осознание полезности от управляемых и концептуально обоснованных интеграционных действий, в особенности в сфере экономики и культуры. Ну и личные контакты влиятельных в собственных сферах деятельности людей никто не отменял, и они также сыграли огромную роль.
Начало 90-х памятно нехорошим отношением к Рф со стороны политиков новейших стран СНГ. Как относились к ней деятели культуры в то время?
Деятели культуры постоянно и везде относились к Рф отлично, с полным осознанием ее роли и назначения в общечеловеческих и цивилизационных действиях. Это относится, без преувеличения, к людям культуры во всем мире.
В странах бывшего СССР оставались и на данный момент есть деятели культуры, которые во времена СССР ощущали себя в одной большой семье и на данный момент желали бы быть совместно с Россией в едином культурном пространстве. Их наиболее, чем деятелей остальных сфер, шокировал распад СССР, хотя почти все из их подразумевали укрепление государственных культур как следствие деидеологизации и децентрализации культуры.
На самом деле все оказалось еще труднее, и, как это постоянно бывает, истина кроется кое-где в центре. Создание МФГС, его деятельность и развитие подтверждают, что большая часть государств СНГ понимают нынешние реалии.
Я уверен, процесс двустороннего и многостороннего сотрудничества в сфере культуры меж странами СНГ как политического союза государств бывшего СССР будет развиваться и впредь. Какие страны первыми изъявили желание войти в Фонд?
Первыми были Наша родина, Казахстан, Беларусь, Армения, Азербайджан. Желаю особо отметить, что инициировала процесс сотворения МФГС конкретно Наша родина, она же сейчас осуществляет 80% финансирования деятельности Фонда.
Я думаю, что рвение сделать собственных соседей наиболее сильными, равными для себя и друг дружке во всех областях людской деятельности – это основная изюминка российского нрава, лежащая в базе 1-го из концептуальных направлений в гос политике русской державы. И какое мероприятие стало первым проектом Фонда?
Началось все с Форума интеллигенции в 2006 году, когда собрались представители пары упомянутых выше государств СНГ. Встреча прошла в новеньком здании Библиотеки МГУ, и открывал Форум президент Владимир Путин.
Он выступил чрезвычайно внушительно, и опосля его слов все поверили, что Фонд – это вправду суровое начинание.
Потом стали развиваться образовательные проекты, были сделаны Молодежный симфонический оркестр СНГ, Интернациональный инноваторский центр нанотехнологий в Дубне и почти все другое.
Другими словами Фонд быстро перевоплотился в приметную компанию? Да, Фонд с первых шагов собственной деятельности стал в странах СНГ большим, представительным и дееспособным элементом культурного места, не лишь его.
Вправду, взаимовыгодное экономическое сотрудничество государств и народов без их культурного сближения однобоко, ну и вообщем навряд ли может быть.
Поговорка, что «богатый человек знает, как заработать средства, но лишь культурный знает, как их верно потратить», вдвойне применима к отношениям меж государствами.
Отсутствовало чувства, что некие считают МФГС официозной структурой, сделанной «для галочки»? Может, в неких кругах и было.
Сначала к Фонду могли относиться как к чему-то показному, его создание разглядывали как попытку сделать средство для контроля над странами Содружества.
Но равномерно стало разумеется, что эта новенькая структура реально работает, оказывая колоссальную помощь деятелям культуры, творческой молодежи, совсем не претендуя на роль в политике.
Потому некие страны, которые сначала не соображали целей Фонда и были против него, позже стали серьезно и преднамеренно поддерживать его деятельность.
Трудно ли было получать средства на мероприятия Фонда? Приходилось, наверняка, каждый раз обосновывать необходимость тех либо других трат…
Во всех странах не попросту добиваться финансирования культуры и искусств, чрезвычайно трудно пробивать это финансирование «снизу», с уровня, которому и предназначено это финансирование. Решающее значение имела политическая воля русского управления, распоряжение русского президента, опосля которого все вопросцы стали разрешимы.
К вопросцу о личностях – вы их видите в современной культуре государств СНГ?
Как армянин, я могу именовать, к примеру, Вазгена I, Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.
Когда он выступал в хоть какой аудитории, перед хоть каким составом слушателей, они, безотносительно возраста, пола, национальности и даже познания языка, на котором говорил (Католикос знал несколько языков), соображали его речь, духовную по смыслу, нравственную по содержанию и направленную во благо всех людей. Такие личности необходимы постоянно, во все времена, они – собственного рода маяки для мира и для людей.
Но внимание к тому, что молвят деятели культуры старшего поколения, с течением времени понижается, в особенности посреди молодежи… Естественно, у новейшего поколения другое мышление – веб, социальные сети и все такое.
Сейчас молодежь ощущает собеседника в основном через электронных посредников, а не смотря ему в глаза, и к старшим прислушивается часто не поэтому, что это ей любопытно, а чтобы не обидеть старшего.
Но есть и таковая молодежь, которая высоко ценит мировоззрение старшего поколения, прислушивается к его словам. Мне кажется, что сейчас юные люди отыскивают новейшие формы коммуникации как вместе, так и со старшими.
Я как-то общался с участниками Молодежного симфонического оркестра СНГ и произнес им: «Ребята, мы, старшее поколение, как смогли, попортили дела меж нашими странами, остались одни трудности. Сейчас вся надежда по исправлению положения вещей лежит на вас».
Они восприняли мои слова с осознанием и энтузиазмом. Эта молодежь, собранная в оркестре, – люди разной культуры и различного вероисповедания, и ежели они сумеют вместе создавать что-то, то, может быть, это и будет прототипом продуктивных современных человечьих отношений и новейшего гражданского общества.
Я уверен, что на таком созидательном пути следует находить новейшую модель развития цивилизации. По каким принципам происходит отбор мероприятий, проводимых Фондом?
Сделать совместную постановку либо выпустить книжку – это не самоцель. Каждое наше мероприятие обязано принести пользу в наиболее широком смысле.
Показать, к примеру, культуру той либо другой страны.
Ведь чрезвычайно почти все сейчас даже не представляют для себя всего богатства культурного наследия народов бывшего СССР. Нас не интересуют двусторонние проекты, в которые вовлечены только пара стран, – мероприятие обязано затрагивать минимум три-четыре страны.
И желательно, чтоб остальным странам это тоже было любопытно, чтоб они захотели принять роль в чем либо схожем.
Таковы научные госпрограммы Фонда, осуществляемые в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, где работают физики из почти всех государств мира, и роль в этих програмках завлекает внимание всех государств – участников СНГ. Не так давно тут с фуррором прошел Международный форум «Инновации.
СНГ. Будущее», в каком участвовали ученые из одиннадцати государств СНГ.
В марте в Киеве прошел форум «СНГ: партнерство в инновациях», а в Кишиневе – V Интернациональный симпозиум «Экологическая химия – 2012», в работе которых участвовали представители почти всех стран СНГ.
Желаю отметить молодежные госпрограммы Фонда.
Восхитительным праздничком для ребятишек стал Интернациональный турнир по мини-футболу посреди малышей «Честная игра», прошедший с участием представителей 7 государств Содружества. Фонд организовал премию «Содружество дебютов» для юных профессионалов из различных гуманитарных отраслей, проводит постоянные конкурсы посреди журналистов государств СНГ, участвовать в каких в прошедшем году желающих было больше тыщи человек.
Фонд организовал Совет ректоров консерваторий, он будет реализовывать идею сотворения молодежных симфонических оркестров во всех странах СНГ. Всего же на совместные проекты на 2012 год мы получили наиболее 400 заявок, которые пришли от организаций, министерств, учебных заведений, творческих обществ государств Содружества.
Лауреаты премии МФГС «Звезды Содружества», обычно, это люди среднего и старшего возраста?
Да. Чрезвычайно бы хотелось завлекать юных, ведь эта премия – колоссальная поддержка для человека, и в особенности она принципиальна для тех, у кого впереди много идей и увлекательных дел.
Заслуга дает стимул, она указывает, что человека ценят.
Но, обычно, у юных нет еще наград, достаточных для выдвижения на премию. Нужно еще учитывать, что во почти всех странах сильно обычное почитание возраста и опыта, в особенности на Востоке.
Все это приводит к выдвижению, обычно, людей среднего и старшего возраста. Но мы ищем способности, чтоб юных людей также разглядывали в качестве претендентов на премию.
Равномерно это получится, я уверен.
У русского консульства Фонда есть какие-то рычаги давления на других членов МФГС, беря во внимание, что Наша родина – основной спонсор? Единственный рычаг – это взаимное уважение государств – членов МФГС.
Все члены МФГС отлично соображают, что Россия – их основной партнер в сфере культуры и образования, и очень благодарны ей за это.
При всем этом нужно отметить, что Наша родина не подчеркивает свое решающее роль в упоминаемых действиях.
В неких же странах СНГ, которые и сделали-то всего ничего, находятся люди, которые громко кричат о собственном несущественном участии в обеспечении культурного сотрудничества и утверждают, что Наша родина «обязана» им. «Мы же форпост Рф, и ей выгодно нам помогать», – молвят они. Хотя по сути им самим без Рф никуда.
Сейчас в МФГС участвует 8 стран. Планируется ли присоединение новейших стран?
Большой энтузиазм к Фонду проявляют Молдова, Украина, Туркменистан.
Молдова уже начала готовить документы.
Туркменистан, к примеру, в осеннюю пору проводит 7-й Форум интеллигенции, а туркменский город Мары стал одной из 2-ух культурных столиц СНГ вместе с Астаной.
Всего в 2012 году в Туркменистане пройдет 17 больших мероприятий Фонда.
Я встречался с высокопоставленными лицами Туркменистана, и они отлично соображают, что культурные контакты с Россией пойдут их стране на пользу.
А что с Узбекистаном?
Дела с Узбекистаном есть, но проектов, к огорчению, пока незначительно. Узбекская сторона активна в двусторонних связях с Россией, а вот в рамках всего СНГ – не чрезвычайно.
На далекое зарубежье выходить собираетесь? Уже выходим.
Молодежный оркестр СНГ выступал в Нью-Йорке в Генассамблее ООН, в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, в огромнейших городках Китая. На данный момент планируется обсуждение совместной деятельности с Советом Европы.
Мы много работаем с ЮНЕСКО, ЕврАзЭС, Советом Европы, Интернациональной ассоциацией академий наук, организацией по культурному сотрудничеству тюркоязычных государств и иными. Чтоб и в странах СНГ, и в Европе о нас узнали больше, больше уважали нашу деятельность, нужно завлекать к сотрудничеству с МФГС большие западные фонды.
В предстоящем, при достижении взаимовыгодного партнерства, такие фонды могут быть ассоциированными членами МФГС. Нам нужно говорить о странах СНГ, демонстрировать их культурный потенциал.
Ведь сейчас в мире чрезвычайно не достаточно кто представляет для себя, что такое Содружество Независящих Стран. Мы чрезвычайно благодарны исполнительному секретарю СНГ Сергею Николаевичу Лебедеву, поддерживающему нас в этих начинаниях.
А что представляет собой работа с ЮНЕСКО? Это совместные проекты.
Мы договорились с ЮНЕСКО, что для анонса партнерских проектов они предоставляют собственный логотип.
К примеру, в Париже в ноябре 2011 года прошла этновыставка обычного и современного искусства государств Содружества. И если б в афише сообщалось, что мероприятие проводится при поддержке ЮНЕСКО – сходу энтузиазм был бы вдвое выше со стороны европейцев.
В ЮНЕСКО а именно и Европе в целом отлично соображают, что в странах СНГ у МФГС больше влияния. И ЮНЕСКО, может быть, будет финансировать некие из наших проектов.
Лауреаты Межгосударственной премии «Звезды Содружества» 2011 года в области науки и образования: •? Каскабасов Сеит Аскарович, Республика Казахстан, директор Института литературы и искусства имени М. О. Ауэзова, доктор филологических наук, доктор.
в области литературы и искусства: •? Давоян Размик Никогосович, Республика Армения, поэт, общественный деятель.
•?Ярмоленко Анатолий Иванович, Республика Беларусь, художественный управляющий ансамбля «Сябры».
•?Махмадов Мухаммад-Али, Республика Таджикистан, актер, режиссер. в области гуманитарной деятельности: •?
Алиева Мехрибан Ариф кызы, Азербайджанская Республика, президент Фонда Гейдара Алиева, Посол хорошей воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО.
•?Джунусов Ибрагим Коджоназарович, Кыргызская Республика, министр культуры и спорта Кыргызской Республики.
•?Бокерия Лео Антонович, Наша родина, управляющий Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева РАМН.