Как поведал Роман Богдасаров, монастырские хозяйства готовы внести...

Как поведал Роман Богдасаров, монастырские хозяйства готовы внести свой вклад в импортозамещение и могут его со временем увеличивать. — Нужно, чтобы пришел ритейлер и произнес, что хочет, допустим, сделать продажу линейки православной продукции — от молока до глазированных сырков.
Всё, пожалуйста!
Монастырские хозяйства могут это создавать.
Но сами они заниматься продвижением продукта на рынок не будут, потому что это не их компетенция. Как оповестить ритейлеров?
Пока же хозяйства, не привыкшие работать на большом рынке, ориентируются поначалу на нужды местных жителей. — На Руси была традиция: люди в трудной ситуации — когда голод, мор, война — повсевременно могли прийти в монастырь за пропитанием.
И в монастыре повсевременно были склады продовольствия, чтобы кормить людей.
Сейчас эта традиция восстанавливается. Люди остаются без работы, и они приходят в монастыри с просьбой дать им средств, помочь им трудоустроиться.
И монастыри должны расширять хозяйство для того, чтобы кормить тех, кто приходит, нанимают пришедших работать в собственных хозяйствах.
Для практически всех людей, в индивидуальности в глубинке, где работы нет, это большая помощь, — говорит Богдасаров. Он добавил, что хозяйства при монастырях могут снабжать россиян и непродовольственными продуктами.
— Например, это могут быть православные интерьеры — чтобы люди имели возможность приобрести мебель, сделанную у нас, — более дешевую и соответствующюю традициям, а не только итальянскую или немецкую, — произнес он. Эконом Валаамского монастыря отец Ефрем Мухин поведал, что после введения санкций в монастыре было принято решение активнее заниматься хозяйством. Сейчас в монастыре выращивают 60–70 т форели в год, в планах — 200 т. — Рыба растет 3 года, — объяснил отец Ефрем.
— Сейчас мальки весят по 7 гр. Нужно, чтобы вес был по 2 кг. По его словам, 200 т форели — тот показатель, который был у монастыря до 2011 года, когда на рынок активно пошла норвежская семга, а форель с Валаама проиграла ей в конкурентной борьбе. Сейчас хозяйство обеспечивает форелью полуостров Валаам — поначалу жителей и гостей монастыря.
В дальнейшем рыбу планируется отвозить и на материк, чтобы она попадала там в магазины. — Раньше наша рыба была на прилавках магазинов в Петербурге и Мурманске, — произнес отец Ефрем.
— Но мы не сдавали ее напрямую сетям. Мы сдавали ее посредникам, которые занимались переработкой.
Сейчас мы бы хотели привлечь инвестиции для стройки цеха переработки рыбы. Тогда она могла бы храниться не 2–3 дня, а дольше и мы могли бы отвозить ее напрямую в сети.
Также монастырское хозяйство планирует поставлять на рынок сыры — в том числе такие сорта, как моцарелла, качотта, рикотта (итальянские сорта), монастико (собственный сорт, разработанный при участии итальянских экспертов). Как поведал отец Ефрем, предполагается, что сыры с Валаама могут дойти не только в Питер, ну и в Москву.
— Сейчас отечественная продукция начинает быть конкурентоспособной, — произнес отец Ефрем.
— Потому что раньше было выгоднее закупать за границей, чем создавать самим.
И когда была такая тенденция, практически все хозяйства уменьшили выпуск продукции.
В том числе и наше хозяйство. Не так издавна мы ставили вопрос только о обеспечении самих себя.
Сейчас у нас процесс восстановления и освоения площадей. Ритейлеры, по их словам, готовы работать с кем угодно, лишь бы продукты были качественными.
— Для нас непринципиально, кто производит — монастырь или личное подсобное хозяйство. Суть лишь в том, чтобы деловые дела развивались в правовом поле, а продукция отвечала требованиям сохранности и характеристики, — заявили в «Азбуке вкуса».
По словам Романа Богдасарова, сельским хозяйством активно занимаются также в монастырях Калужской, Тульской, Тверской, Рязанской областей, на Кубани. При всем этом не все хозяйства планируют выходить на большой рынок.
Как поведали в службе снабжения Оптиной пустыни — монастыря в Калужской области, — о выходе на рынок речи пока не идет, пока продукты доставляются в дома престарелых, больницы и тюрьмы.
Также ее отвозят «в патриархию, а оттуда она рассылается бедным монастырям».
— Можно сказать, что у нас монастырь в аграрном отношении самый мощный, — произнесли в службе снабжения.
— В этом сезоне было собрано 800 т пшеницы.
Сейчас будем убирать картошку.
Будет около 500 т. Также мы выращиваем практически все остальные сельскохоз. культуры, но не в таких больших масштабах, а чтобы обеспечить самих себя.
Гендиректор аналитического агентства «Сегмент» Денис Никитаc считает, что монастырские продукты будут необходимы сетями премиум-класса. А для владельцев магазинов эконом-класса закупка такой продукции будет невыгодна.
— В целом выход в сети чрезвычайно сложен. Для монастырей этот вопрос будет тяжело решить с юридической и торгово-маркетинговой точек зрения.
Дело в том, что сети повсевременно выставляют низкую закупочную стоимость. Стоимость монастырских продуктов в силу собственных параметров выше, поэтому не почти всем сетям это интересно.
К тому же такие продукты по определению не будут закупать в больших массивах — только отдельные стенды и уголки. Такая продукция не вписывается в общий ассортимент сетей, поэтому все договоры на поставку будут заключаться только на эксклюзивных аспектах, что означает для владельцев сетей доп издержки.
Здесь без указания выше — просьбы на уровне патриарха к владельцам сетей — не обойтись, — разъясняет Никитас.
— Такая продукция может стать интересной для сетей премиум-класса, таких как «Азбука вкуса» или «Глобус Гурмэ». В их клиент готов переплатить за то, что несет некое приобщение к религии и гарантирует чистоту продуктов.
Для таких магазинов, как «Дикси» или «Магнит», это будет невыгодно. Никитас также отметил, что продукция под монастырским брендом пользуется у потребителей колоссальным доверием.
— Такая продукция схожа с фермерской — она натуральная, в ней меньше пестицидов и вредных продуктов. К тому же необходимо учитывать высокий уровень доверия населения к Церкви, следовательно, и ко всему, что делается в монастырских хозяйствах.
Потребителям также нравится то, что вся продукция под монастырским брендом, которая идет на реализацию, уже освящена священниками, — говорит он. Также Никитас отметил, что сейчас растет мода на продукты питания, имеющие отношение к религии.
— Стают популярными халяльные продукты, которые важны в исламе, считается, что они незапятнанные как в духовном, так и в физическом плане, без примеси вредных и запрещенных веществ. Уже давно реализуется продукция, незапятнанная исходя из убеждений иудейской религии.
На аналогичную православную продукцию также можно предсказывать высокий спрос, — произнес он. Эксперт считает, что для массового производства монастырской продукции усилий 1-го хозяйства будет недостаточно. — Не каждое хозяйство производит такие объемы продукции, которые можно отдать на продажу.
Часто монастыри обеспечивают только себя и ближайшие деревни.
Поэтому я предполагаю, что будут создаваться объединения монастырей с хозяйствами, колхозами, фермерами в одном районе. И это хозяйство будет реализовывать свою продукцию под брендом монастыря, находящегося близко, — говорит Никитас.
Управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко считает, что ни одну сеть не смогут заинтересовать монастырские продукты.
— Богу — Богово, кесарю — кесарево, — произнес он. — Это всё равно что на авто заводе ставить на машины кованые болты. Сети — это, по сути, фабрики, и с ними должны работать производители, которые тоже как фабрики, а не как мелкие лавочки.
Не будет же монастырь 20-тонными машинами поставлять в сеть свою продукцию.