Каким может быть новый формат взаимодействия с примыкающей государством? За последние...

Каким может быть новый формат взаимодействия с примыкающей государством? За последние 2 года и так непростые российско-польские дела пережили настоящую политическую бурю.

После событий на Украине в 2014 году связи с Варшавой с каждым днем становились все холоднее. Ужесточались взаимные обвинения, нагнеталось военное противостояние, сокращались политические и экспертные контакты.

Даже обыденных дипломатических консультаций на уровне заместителей глав МИДа отсутствовало около года — ситуация ненормальная для не воюющих меж собой примыкающих стран. Прежнее польское руководство пошло на сворачивание программ даже в области культуры, науки и образования, которые традиционно находятся вне политики.

Так, Варшава объявила о отмене перекрестного Года культуры Польша–Россия, намеченного на 2015 год. По сути, наши дела с Польшей оказались на точке замерзания.

Дело дошло до того, что экс-глава польского МИДа Адам Ротфельд в конце прошедшего декабря отказался от должности сопредседателя Группы по сложным вопросам. Эта комиссия, состоящая из российских и польских ученых и экспертов, раньше обсуждала самые трудные трудности совместной истории.

Группа сделала фактически невозможное — под списком взаимных обид была подведена черта.

Практически все будоражащие разумы вопросы — от Катыни до пакта Молотова-Риббентропа, оказались вынесены из политического поля в историческое.

Да и опытный дипломат Ротфельд мотивировал свое резонансное решение тем, что не может сделать ничего положительного в сложившейся обстановке. Полагаю, что демарш признанного гуру польской дипломатии возымел действие.

Новый глава внешнеполитического ведомства Витольд Ващиковский заявил о конфигурациях в отношениях с Россией.

«На 3-ий месяц работы нового правительства мы решили, что нужно начать разговор и с нашим соседом», — произнес он. В Москву был отправлен опытный дипломат — замглавы польского МИДа Марек Зюлковский.

После четырехчасовой встречи с русским сотрудником Владимиром Титовым сторонам удалось сделать основное — составить каталог вопросов, которые нас объединяют, и вычленить разделяющие трудности.

Появился шанс, что взаимовыгодные области регионального, трансграничного и экономического сотрудничества не станут заложниками пропаганды и политической конъюнктуры.

Так 22 января в Москве был сделан 1-ый, но очень принципиальный шаг в сторону от ненависти к добрососедству.

Мы подошли к внешнеполитическому перевалу — негативная повестка показалась исчерпанной, а оставшиеся трудности стали пробовать решать в конструктивном ключе. Скажем прямо, «дорожная карта» положительного диалога меж Москвой и Варшавой еще не выработана, нам только предстоит ее вместе составить.

Польско-российское примирение будет долгим действием, но оно может осуществляться слету в пары плоскостях — политической, экономической и общественной.

И нежели в политике нас будут ожидать неизбежные переговорные трудности — от размещения объектов ПРО до саммита НАТО в Варшаве, то тем важнее становится общественная составляющая.

Глава МИД Польши уже обратился к польскому режиссеру Кшиштофу Занусси с просьбой возобновить «группу диалога» с Россией.

Раньше мэтр Занусси был сопредседателем Польско-Российского гражданского форума, в котором участвовали политики, политологи, представители культурной среды из Польши и Рф. Как стало понятно, возобновление заседаний форума состоится в конце зимы — начале весны этого года в Рф. Это очень верный и своевременный шаг по восстановлению интеллектуальных связей меж нашими странами. Тут основное — не сводить общественный диалог к его имитации в виде протокольных посиделок польских деятелей искусств с передовыми русскими тружениками.

Принципиально раздельно предугадать поле для откровенных дискуссий экспертов, которые призваны искать для политиков неординарные решения томных вопросов.

Пора окончить глядеть друг на друга через прорезь прицела — по другому мы никогда не выберемся из разделившей нас траншеи вражды. Большой потенциал к сотрудничеству находится в сфере религиозного диалога.

Исторический опыт польского Костела по взаимодействию с государством и по практикам публичного служения очень интересен.

Нахождение совместных ответов на вызовы мирового терроризма и постхристианского мира наиболее значим. Обсуждающийся на данный момент привоз в Москву общей святыни православных и католиков — вида Ченстоховской Божией Матери — мог бы сделать для нашего сближения больше, чем тысячи конференций и газетных статей.

Принципиальной вехой стало выступление министра иностранных дел Рф на пресс-конференции по итогам 2015 года. Москва выступает за развитие отношений меж поляками и россиянами, заявил Сергей Лавров в прошедший вторник.

Он особо выделил: «Контакты меж гражданами не должны пострадать.

Даже нежели межгосударственные дела скрипят по разным причинам, мы не хотим, чтобы от этого страдали люди». Глава МИДа напомнил, что совместными усилиями удалось сделать малюсенькое приграничное движение в Калининградской области и Варминско-Мазурском и Поморском воеводствах.

На данный момент это одно из больших достижений в польско-российских отношениях на арене Евросоюза. Отметим, что обе стороны признали эту программу эффективной и желают продолжать реализацию в двустороннем формате «Польша — Россия 2014–2020 годы».

По сути, область трансграничного сотрудничества стала единственным удачным форматом в аспектах войны санкций.

Принципиально, чтобы на самом верху Рф и Польши был дан ясный сигнал о стратегической значимости приграничных контактов и постоянно осуществлялся так подходящий «антибюрократический патронаж». О масштабах взаимных связей можно судить по статистике.

По сведениям погранслужбы, в 2015 году в миллионной Калининградской области отмечено около 6 млн пересечений в рамках малого граничного передвижения, соотношение меж россиянами и поляками приблизительно равное. И это голосование ногами идет вопреки всем плохим тенденциям, связанным с обострением обстановки, с введением санкций и с падением курса рубля.

Россияне традиционно получают в Польше качественное и доступное продовольствие, одежду, технику, стройматериалы, а поляки едут к нам за дешевым бензином и сигаретами. Но этим потенциал трансграничной торговли не исчерпывается — в регионе развивается туризм, медицина, спа-услуги, создаются совместные компании в агробизнесе и производстве стройматериалов.

Приграничные области традиционно являются драйверами и взаимного процесса привлечения капитала. Мощный импульс к развитию региона мог бы дать новый формат — Форум трансграничного сотрудничества стран ЕАЭС и Балтики с ролью глав государств.

Такой форум мог бы нередко проходить в портах Калининград, Клайпеда и Эльблонг, как региональных центрах экономического развития. Успеху дела будет способствовать то событие, что Калининградская область в 2016 году возглавляет Еврорегион «Балтика».

Что еще можно сделать на данный момент, несмотря на политические трудности в отношениях Варшавы и Москвы и продолжающуюся войну санкций?

Аналитики, отслеживающие динамику в польско-российском пограничье, считают перспективными следующие направления сотрудничества: строй работы с внедрением польских технологий; составляющие для автобизнеса; создание хим, судоремонтных кластеров, создание мебели и одежды, все виды туризма.

Особо привлекательна сфера сельского хозяйства — в Польше непревзойденно развиты современные методы кооперации, выкармливание и переработка продовольствия по интенсивным технологиям.

На данный момент, когда две трети россиян тратят на еду половину домашнего бюджета, успешный опыт польского фермерства для нас чрезвычайно важен. В аспектах низких цен на нефть полезно также перенимать польский рецепт по выходу из экономического кризиса.

Наша соседка была единственной государством ЕС, которой удалось избежать рецессии после валютного кризиса 2008 года.

50% ВВП и устойчивый рост экономики Польши обеспечил малый бизнес, иными словами те компании, на которых работает менее 9 человек.

Было принято законодательство, облегчающее административный пресс и доступ к микрокредитам. Может быть, вместо того чтобы спешно изобретать антикризисные госпрограммы, необходимо пристально приглядеться к польскому другу?

Нежели обобщить, то от обыденных операций торгового обмена пора переходить к созданию линейки совместных компаний, к передаче современных польских технологий и локализации промышленных производств на российской местности.

Появление на свет Евразийского союза дает еще более широкий спектр возможностей взаимовыгодного сотрудничества польского бизнеса и стран ЕАЭС. Чтобы понять значимость добрососедских отношений с Польшей, достаточно поглядеть на карту.

И мы увидим, что соц благополучие стратегической Калининградской области напрямую зависит от этих отношений.

Через польский коридор идет доступ к странам ЕС автотранспорта всего Евразийского союза. Нежели эти ворота захлопнутся, то бессмысленными станут практически все инфраструктурные проекты ЕАЭС.

В том числе уже строящийся автобан Западный Китай — Западная Европа и проекты скоростного жд пути.

Полагаю, что этого достаточно, чтобы ответить на вопрос, для чего же нам все эти хлопоты по налаживанию обыденного сотрудничества с Польшей.

Есть такая пословица, что врагов и друзей мы выбираем сами, а сосед повсевременно от Бога.

Россия и Польша — это Богом данные друг другу соседи.

И мы просто должны вести себя прилично на одной геополитической площадке — не как обиженные малыши, но как бывалые взрослые люди.

Наша дипломатия, официальная и народная, должна показать, что мы можем не только продуцировать конфликты по всему периметру, ну и успешно их дозволять с учетом интересов Рф и Польши. Создатель — директор по международным проектам Института гос стратегии

Добавить комментарий