Когда я прохожу мимо родной школы, у меня язва раскрывается, призналась...

- Когда я прохожу мимо родной школы, у меня язва раскрывается, - призналась не так давно подруга в ответ на мой рассказ о вызове на педсовет (дочь-семиклассница получила неуд по поведению). - Отлично, что мы уже не школьники, правда? Вывод спорный, но то, что "школьные годы волшебные" могут бросить неизгладимый след на всю будущую жизнь, факт.
Поэтому, увидев в книжном магазине новинку Эдуарда Веркина "Книжка советов по выживанию в школе", я ее купила, прочитала и с незапятанной совестью подсунула почитать дочери. Чтоб хотя бы ее, когда станет взрослой, не мучила язва при виде родной школы.
Фразу "Людей сближает школьная скамья и остальные несчастья" с пометкой "надпись на парте" создатель сделал эпиграфом к книжке. А 1-ая глава посвящена рейтингу школьных заморочек.
Вершина хит-парада - неувязка отношений с одноклассниками.
"Это когда "терпеть не могу Мотылева", - уточняет создатель. - 2-ая неувязка - трудности, связанные с учебой и учителями, - "терпеть не могу химичку".
3-я - трудности с родителями - "олды тебя не соображают".
4-ая - "кем быть, куда пойти обучаться и обучаться ли вообщем? " По идее, естественно, крайний пункт самый основной, но это становится понятно только к выпускному балу, книжка же в основном адресована мальчишкам и девчонкам самого безбашенного возраста - ученикам средних классов.
И, естественно, их родителям-"олдам". "Терпеть не могу Мотылева" "Школьная иерархия практически постоянно построена на принципах силы.
- пишет создатель.
- Как и вообщем неважно какая иерархия. Это быть может физическая сила, сила разума, даже сила красы, как ни коряво это звучит.
Кросотка, ежели она, естественно, не полная дурочка, никогда не скатится на школьное дно". Есть в данной иерархии и свои подклассы: "отличники-ботаны", которые раздражают школьных злодеев (очередной подкласс) одним своим видом; элита - три-четыре самых инициативных школяра, вокруг которых и вертится жизнь; лопухи, они же лопшены и лошарики, - основная часть потрясающего населения, которая еще не знает чего же желает, - болото, одним словом.
И - изгои, аутсайдеры, "чужие".
Их беспросветному существованию посвящена целая глава. Один из советов для "чужих": "Отлично обучайся.
Фактически никогда отличник не становится "чужим".
Как ни крути, к ним в школе до этого времени особенное отношение. Их время от времени презирают, но очень уж травить никогда не осмеливаются - для себя дороже.
Школьная администрация в отличниках заинтересована".
"Терпеть не могу химичку" Опосля учеников учителя - самое малоприятное в любом учебном заведении. Почти всегда.
Их тоже можно поделить на группы. Самая жуткая - учитель-садист.
"Традиционно это полный никто, - дает определение им создатель, - попавший в школу поэтому, что волосатой лапы у бедолаги не оказалось, а без нее опосля окончания института с одними трояками его никуда не взяли.
И вот этот юный спец оказывается в школе, осматривается и начинает ненавидеть все вокруг. Сначала, естественно, учеников...
Наверное и в вашей школе были Зверек, Базеда либо Монстр...
" Ой, были! Время от времени и спустя 20 лет опосля школы ко мне во сне является химичка по прозвищу "Пробирка" и трясет пробиркой, приговаривая: "Ты думаешь, это ангидрид?
Нет, это твоя тупость плещется". Один из "антисадистских" советов: "Садист уважает силу и независимость, боится мощных и умных.
Никакой физкультурник ничего с тобой не сделает, ежели ты часто берешь 1-ые места на городских олимпиадах по арифметике И никакой математик ничего не сделает с тобой, ежели ты будешь брать 1-ые места по плаванию". Совет проверен на практике.
На выпускных в десятом классе, идя на золотую медаль, на экзамене по химии я запуталась-таки в ангидриде. От Пробирки помощи, естественно, не ожидала, когда она вдруг сама подсунула мне на парту листок с подходящей формулой.
И - плотоядно улыбнулась. Правда, к счастью, садистов в школе незначительно, еще больше там "никаких".
Случайные люди, которых хватает и посреди всех остальных профессий.
"Никакие" бывают различные.
Самые поганые - халтурщики. Те, кто ведает уроки по учебнику.
"Общение с халтурщиком развращает, - предостерегает создатель. - Лень и безделье - чрезвычайно заразные штуки.
Привыкаешь к тому, что оценки можно получать на халяву.
А в жизни халявы чрезвычайно и чрезвычайно незначительно".
Еще есть никакие "бурлаки" - мученики народного образования. "Бурлак" честно старается отрабатывать свою зарплату, лишь при всем этом повсевременно задумывается, что ежели зарплата у него совершенно легкомысленная, то и работать серьезно ему тоже не стоит...
Традиционно такие учителя не устраивают никому заморочек - каждый получает собственный "трояк". Те, кто прикладывает хоть какие-то усилия, обучаются на "четыре" и "5". Полезности от "бурлака" не достаточно.
Как и вреда.
И, в конце концов, обычный преподаватель.
"Он умеет организовать учебный процесс так, что познания, кажется, усваиваются сами по для себя. Это крупная уникальность.
Таковых преподавателей нужно беречь!
" Запись в дневнике: "Не следует недооценивать педсостав! У нас длинноватые руки".
"Олды" не соображают" Про отношения отцов и малышей написаны тома.
Меня в книжке Веркина больше завлекла глава про денежные споры - примету ближайшего времени.
Каждый родитель знает массу примеров, как обязанные собирать средства с родителей, к примеру, на ремонт класса учителя пробуют повлиять на их через учеников.
Предки жалуются на учителей - директору, в роно.
И пошло-поехало...
Время от времени последствия бывают катастрофическими. "Валютный" совет: "В случае денежных разногласий не позволяй родителям и учителям как-то на тебя влиять.
Это не твои трудности - это трудности твоих родителей и школы. Но ежели в качестве компенсации за неуплаченные предками средства тебя попросят подежурить, либо утеплить окна, либо выкрасить полы - не отрешайся.
В конце концов это даже справедливо.
Остальные предки платят бабки, у твоих родителей бабок нет либо им их жаль. И ничего обидного либо унизительного в этом нет".
"Куда пойти обучаться?
" Советы из данной главы тяжело пересказать коротко.
Нужно читать. Какой выбрать университет - личный либо муниципальный?
Какую форму обучения - дневную, вечернюю, заочную?
Как готовиться к экзаменам? Более важен общий совет: "Поглядите на узнаваемых людей.
За редким исключением, они действовали наперекор желаниям собственных предков.
Ломоносова прочили в рыбаки и мореходы.
Отец Чехова, бакалейщик, грезил, чтоб отпрыск стал большим бизнесменом. Ну и т. д.. Примеров много.
Лишь не стоит забывать - для того чтоб чего-то в жизни достичь, нужно иметь металлическую волю. Уметь от многого отрешаться и следовать собственной цели, невзирая на неудачи.
И ежели ты разобьешь для себя лоб (такое тоже случается), винить в этом будешь лишь самого себя".
Совет для выпускников: "Ни при каких обстоятельствах не следует идти обучаться "за компанию".
Из этого ничего неплохого не выходит.
Нельзя стать счастливым за компанию.
А вот получить ненавидимую профессию и издержать массу времени и средств - просто.
Не стоит идти обучаться и по принципу "только бы куда".
Тоже ничего не выйдет.
Ступишь на тропу разочарований, коим нет числа".
Почти все остальные советы, в том числе по особенностям первой школьной любви, использованию шпаргалок, полезным и бесполезным учебным предметам, противодействию "стукачам" и "лизоблюдам", заинтересовавшиеся могут отыскать в книге "Для мальчишек и девченок: книжка советов по выживанию в школе".
Эдуард Веркин.
М.: Эксмо, 2007.