Миллиардный контракт на поставку прокатных изделий из титана...

миллиардный контракт на поставку прокатных изделий из титана меж ОАО "Компания "ВСМПО-Ависма" и американским авиастроительным концерном "Боинг". Это событие стало поводом для встречи "Известий" с гендиректором госкорпорации "Ростехнологии", председателем совета директоров "Компании "ВСМПО-Ависма" Сергеем Чемезовым.

Это 1-ое интервью Чемезова после его назначения главой "Ростехнологий".

"В реализации наших проектов заинтересованы огромные западные компании" вопрос: Сергей Викторович, в чем неповторимость этого контракта?

ответ: Это 1-ый твердый контракт "Боинга" в Рф. В течение 4 лет — с 2011 по 2015 год — компания будет получать высококачественные изделия из российского титанового проката. Также это самая 1-ая крупная сделка, оформленная в рамках только что изготовленной в Рф госкорпорации "Ростехнологии".

Ведь "ВСМПО-Ависма" органично встроенная в корпорацию бизнес-структура.

Неповторимость еще в том, что событие это из разряда знаковых в истории российско-американских торгово-экономических отношений. Подписание контракта на поставку титана меж "ВСМПО-Ависма" и компанией "Боинг — Россия/СНГ" — один из первых шагов на долгом пути взаимовыгодного сотрудничества меж 2-мя компаниями.

Сейчас толика Рф на мировом рынке титановых изделий составляет порядка 27%, поэтому не удивительно, что в реализации наших проектов заинтересованы огромные западные компании — Boeing, Airbus, Alfa Laval, General Electric и Rolls-Royce.

в: Была ли необходимость брать "ВСМПО-Ависма" под контроль "Ростехнологий"?

Предприятие по производству титана имеет постоянные заказы чуток ли не на 10 лет вперед и на 1-ый взгляд не испытывало никаких производственно-экономических заморочек? о: Да, но, как вы правильно узрели, только на 1-ый взгляд предприятие казалось стабильным и даже процветающим.

При более тщательном анализе вскрылись трудности и достаточно грозные — будь то противоречия с компанией "Ренова" или создание материалов первичной переработки в ущерб выпуску конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. (Не буду упоминать самый одиозный пример — вагоны титановых лопат, которые поначалу 90-х годов продавались за границу на переплавку.

) Еще одна неувязка, о которой знают только спецы. С развалом Российского Союза Россия растеряла все источники титанового сырья.

До начала 90-х годов мы 100% сырья получали из Украины. На данный момент оттуда поступает только половина.

Остальное добираем в Индии и Африке. Так что необходимо создавать свою сырьевую базу практически с нуля.

Прибавьте к этому делему макроуровня.

По данным забугорных отраслевых экспертов, вероятный рост мирового спроса на титановые изделия с нынешних 70—75 тысяч тонн в год уже в ближайшее время подскочит в два раза — до 130—150 тысяч тонн. И эти запросы нужно обеспечить.

Так что расширять создание с привлечением только личного капитала просто нереально.

Здесь нужна определенная господдержка не только финансовая, с внедрением общенациональных ресурсов и средств, ну и политическая.

Более того, ситуация развивалась таким образом, что в некий момент, но основная часть российского титанового производства оказалась бы в руках забугорных собственников. При всем этом наша страна лишилась бы первоочередного права на собственный титан, а отечественные производители оказались бы в хвосте большой очереди за этим сплавом, без которого нельзя выстроить ни один современный самолет.

В данной ситуации нам пришлось бы кинуть все мечты о возрождении российской авиационной промышленности, как одной из стратегических отраслей экономики.

Для полноты картины прибавьте к этому космос, создание мощных движков, подводное судостроение, хим и энергетическое машиностроение, медицину, где также нереально обойтись без титана. И еще одна немаловажная деталь.

За время, как "ВСМПО-Ависма" перешла под контроль "Рособоронэкспорта", а на данный момент уже "Ростехнологий", капитализация титановой компании возросла в 1,5 раза.

И нежели в 2006 году средневзвешенная стоимость одной акции была 220 баксов, то на данный момент 300 баксов. в: Будут ли выходить "Компания "ВСМПО-Ависма", госкорпорация "Ростехнологии" на IPO?

о: Сами "Ростехнологии" на международный валютный рынок выходить не будут.

К выходу на IPO мы будем планово и поэтапно выводить компании, производящие поначалу продукцию двойного и гражданского назначения. Но ранее будет необходимо провести аудит компаний, модернизировать их, обеспечить финансовую прозрачность.

ОАО "Компания "ВСМПО-Ависма" может провести первичное публичное размещение акций (IPO) где-то в 2009—2010 годах.

К этому времени произойдут грозные структурные конфигурации, будут задействованы новые мощности, увеличатся объемы производства и покажутся новые виды продукции, пользующиеся спросом на мировом рынке. Размер размещения акций пока не определен, но после IPO толика страны в "ВСМПО-Ависма" с контрольной может сократиться до блокирующей.

Вместе с тем городской контроль за компанией сохранится. "Компании "оборонки" должны конкурировать не меж собой, а с глобальными производителями" в: 24 ноября появился указ президента о разработке "Ростехнологий".

После этого вы стали ездить по стране и выстраивать холдинги... о: Единственная наша цель — улучшение ситуации в российском машиностроении и в его наиболее технологичном секторе — оборонно-промышленном комплексе.

Задача, как понятно, не из легких, но без ее решения нереально и модернизировать экономику страны.

На данный момент госкорпорация "Ростехнологии" является самой прогрессивной и поболее соответствующей текущему состоянию экономики страны формой хозяйствования и организации оборонно-промышленного производства. "Ростехнологии" призваны не подменять, ни тем более ограничивать личный капитал.

Как раз напротив, мы желают сделать чрезвычайно пригодные условия для прихода в "оборонку" и машиностроительную ветвь личного инвестора. в: Много спекуляций по поводу капитализации компании "Ростехнологии" и ее структуры?

о: Говорить о капитализации "Ростехнологий" некорректно, так как она будет работать по смете. Но непосредственно в рамках госкорпорации, как особой организационно-правовой формы некоммерческой организации, проще решать вопросы корпоративного стройки.

В прежнем правовом поле, в аспектах деятельности госпосредника "Рособоронэкспорта" как ФГУП, тяжело было создавать экспортно-ориентированные вертикально-интегрированные структуры.

Мы их строили в опоре на акционерные общества, учрежденные "Рособоронэкспортом".

Например, на базе объединенной промышленной компании "Оборонпром" создана вертолетостроительная компания холдингового типа "Вертолеты Рф", а на данный момент создается двигателестроительный холдинг.

Сам "Оборонпром" является по существу многопрофильной промышленно-инвестиционной группой. Не считая вертолетной темы она управляет производственно-технологическими действиями в таких сферах, как создание средств ПВО и сложных радиоэлектронных комплексов, разработка и создание тренажеров для летного состава, финансирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в интересах сотворения новейших образцов военной и гражданской авиационной и других видов техники.

Что происходит сейчас ... К "Ростехнологиям" с предложением войти в ее структуру обратились 10-ки компаний.

В зависимости от того, какие еще компании войдут в "Ростехнологии", мы и будем сформировывать дивизионы.

Пока рано о этом говорить. История "Ростехнологий" только начинается.

в: Как, по вашему мнению, не подорвет ли создание таких холдингов внутриотраслевую конкурентнсть?

о: Создание госкорпораций и госхолдингов - это не панацея даже в оборонно-промышленном комплексе. В экономике страны есть такие сектора, где реальна стремительная окупаемость вложенных средств и получение огромных прибылей.

Туда охотно идет личный бизнес, и госкорпорации там не нужны.

Но существует ряд отраслей: авиация, судостроение, машиностроение и некоторые другие, где процесс окупаемости вложенных средств и тем более получение дивидендов растягивается на практически все годы. Вот здесь и необходимы госкорпорации и огромные холдинги.

Другого пути у нас просто нет. Без концентрации всех ресурсов эти отрасли не выживут.

Ранее всего компании ОПК должны прочно встать на ноги и конкурировать не меж собой, а с ведущими глобальными производителями.

Чтобы закрепиться на мировом рынке со своей продукцией не только военного, ну и гражданского назначения. Не надо сбрасывать со счетов и задачу насыщения качественным продуктом внутреннего российского рынка.

Думаю, что через два-три года мы ощутим истинные результаты новой политики.

Обыденный пример — авиастроение.

На период с 2008 по 2012 год планируется сделать в Рф более 430 самолетов Ил-96, Ту-204, "Сухой СуперДжет", Ту-334, Ан-148. Умеренно будем увеличивать долю Рф в мировом производстве гражданской авиатехники — к 2015 году с 1 до 5%, а к 2025 году — до 10%. "Получить звание "главного промышленника" — наиболее почетно" в: Можно ли подвести предварительные итоги российского экспорта в 2007 году?

Какова толика в этом экспорте высокотехнологичной продукции и продукции военного назначения? Нужно ли исправлять это соотношение и как?

о: Можно говорить только о предварительных итогах. С достаточной толикой определенности пока могу высказаться по близкой мне проблематике экспорта продукции военного назначения.

Уровень прошедшего года на этом направлении будет превзойден и составит порядка 7 млрд баксов.

На посту гендиректора "Российских технологий" я вижу свою задачу в том, чтобы добиваться постоянного наращивания толики в экспорте высокотехнологичной продукции военного, но поначалу гражданского назначения. в: Как Сергей Чемезов относится к тому, что его на данный момент называют не "главным оружейником", а "главным промышленником" Рф? о: Нежели быть откровенным, то и прежнее "звание" мне чрезвычайно импонировало.

Подписание каждого контракта на продажу российского орудия той или иной стране, в которых мне довелось принимать роль, я воспринимал ранее всего как признание того, что изделие с маркой "сделано в Рф" может и должно быть наилучшим в мире. На данный момент задача и шире, и масштабнее.

Думаю, что получить звание "главного промышленника" — наиболее почетно.

Хотя, естественно, дело совершенно не в титулах. Дело очень ответственное.

в: Вы читаете "Известия"?

Нежели "да", то что вас "цепляет" больше всего? о: В российских газетах есть разные подходы к темам.

Для одних важны бизнес и политика, для других — человек и его интересы. Правда, есть еще категория газет, которые предпочитают дешевые сенсации и жареные факты.

"Известия" неподражаемы тем, что у вас в одном номере смешиваются глубочайший анализ трудности и интерес к человеку и его судьбе. И то и другое делается профессионально.

А наиболее интересны материалы в основном на близкие мне темы — наука, новые технологии, ситуация в промышленности, международные дела. Считаю, что большой плюс "Известий" — это подробный рассказ о новостях современного оборонного комплекса.

Желаю вам в Новом году проф успеха и новейших интересных тем.

Добавить комментарий