На данный момент в Рф к моногородам, по данным Экспертного института, относятся...

На данный момент в Рф к моногородам, по данным Экспертного института, относятся 467 городов и 332 поселка городского типа. В их проживает ни много ни мало фактически 5-ая часть населения страны – 25 млн человек.

Фаворитные по количеству монопрофильных городов отрасли можно отыскать и без взгляда на статистику. Это – металлургия, также создание транспорта и оборудования, энергетика и добыча подходящих ископаемых.

Как это ни печально, «города при заводах» умеренно стают жертвами конфигураций экономической конъюнктуры.

Далеко не все города с приставкой «моно» растут и развиваются c подабающим результатом. Даже в США, в стране с одной из наиболее мобильных систем расселения, можно высчитать сотки городов-призраков – бывших моногородов, которые разваливаются, будучи покинутыми своими жителями.

Моногорода оказываются в упадке – и по отраслевому, и по географическому признаку.

Чтобы избавиться и от того, и от другого, российские власти в 2009 году приняли специальную программу по модернизации моногородов, которую на данный момент курирует Минрегионразвития. В рамках данной госпрограммы в прошедшем году важная поддержка размером в 22,7 млрд руб.

была оказана 35 моногородам. Как не раз заявлял премьер-министр Владимир Путин, к 2015 году руководство планирует организовать в моногородах наиболее 200 тыс.

рабочих мест. За 2010 год во многом благодаря реализации госпрограммы в моногородах было создано выше 434 тысяч временных рабочих мест (это 13% от всего экономически активного населения).

Результаты могли бы быть и лучше. Но вся модернизация зависит поначалу от состояния экономики моногорода, ее специфики, также желания властей проводить конфигурации в городе.

Чтобы участвовать в программе модернизации, каждый моногород должен представить КИП – полный инвестиционный план. К огорчению, далеко не во всех городах управляются с поставленной задачей.

«Например, из 35 моногородов, отобранных для господдержки в 2010 году, 9 городов не смогли на тот момент предложить реалистичных планов развития, которые могли бы быть поддержаны государством, а это четверть претендентов», – поведала «Известиям» Ирина Макиева, глава рабочей группы по модернизации моногородов при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, зампред Внешэкономбанка. По ее словам, самой распространенной неувязкой КИПов стало отсутствие полного анализа и понимания потенциала развития моногорода, также слабая проработка инфраструктурных и инвестиционных проектов, что не позволяло принимать решения о господдержке.

«Что разумно, – считает Андрей Пушкин, управляющий партнер компании Tenzor Consulting Group.

– Создание инвестплана – это труд, который стоит грозных средств. В среднем – от 5 до 20 млн рублей.

Отменно написать его силами администрации вряд ли получится.

А тратиться на профессионалов из особенных институтов может себе позволить далеко не каждый город».

Вправду, целый ряд моногородов не смог сделать качественные, точнее, проработанные комплексные инвестиционные планы. Наиболее распространенной неувязкой КИПов моногородов являлось отсутствие полного анализа и понимания потенциала развития моногорода, также слабая проработка инфраструктурных и инвестиционных проектов, что не позволяло принимать решения о господдержке.

Вместе с тем роль в правительственной программе позволило «подтянуться» и остальным моногородам; некоторые города оперативно внесли корректировки в свои госпрограммы развития.

Например в Тутаеве Ярославской области на высвобождаемых площадях градообразующего компании начато создание нового промышленного парка.

Тем паче КИПы системно делему не решают, считает аналитик Института экономики города Герман Ветров.

Большая часть городов, которая «добралась до федеральных денег», написала, как сказано выше, слабые инвестпланы.

И общественная их неувязка – они представляют из себя кальку с уже имеющихся программ.

«Скорее это полный план того, чего же же города хотели бы, нет упора на модернизационной программе», – резюмирует Ветров.

С другой стороны, считает Макиева, в 26 моногородах (это 75%) уже сейчас создается подходящая инфраструктура, и запускаются огромные проекты, направленные на диверсификацию экономики. В качестве примеров можно привести Прокопьевск и Таштагол Кемеровской области, Набережные Челны в Татарстане, Усть-Илимск Иркутской области, Новочебоксарск Чувашской Республики и целый ряд других городов.

Обязательно, диверсификация «моноэкономики» нужна поначалу проблемным городам. Например, там, где градообразующими выступают сырьевые компании с выработанными месторождениями или компании с неконкурентоспособными в сегодняшнее время производствами.

Нуждается в их и «металлическая» промышленность.

Металлургические зоны есть, например, в Челябинской и Свердловской областях. «Однако индивидуальностью новейших инвестиционных проектов в таких зонах является длительность сроков их подготовки к запуску, за один год металлургические проекты не реализуются», – разъясняет Ирина Макиева.

Хотя уже есть примеры успешных проектов в области металлургии: например, близко с моногородом Череповцом Вологодской области в индустриальном парке «Шексна» открыто 1-ое предприятие парка – трубопрофильный завод «Шексна». Ряд проектов в области металлургии, в том числе с ролью Внешэкономбанка, реализуется или проектируется в моногородах Свердловской области и Республики Башкортостан.

По оценке Минрегионразвития, в 10-летней перспективе возможна трудовая миграция из тех моногородов, где природные ресурсы уже исчерпываются и их транспортировка становится невыгодной.

«Даже точечные меры поддержки стимулируют изменение городской среды в положительную сторону – города получают «второе дыхание», – констатировал замминистра регионального развития Юрий Осинцев в процессе доклада на международной конференции по развитию моногородов. Один из личных примеров – моногород Камские Поляны, где только за счет введения в эксплуатацию модульной котельной сократились издержки по теплопотерям.

Как следствие – удалось снизить коммунальные тарифы на 25%. В этом году на суд заинтересованных городов, министерств и ведомств был представлен рамочный законопроект о моногородах, который должен был приниматься на региональном уровне. Коллектив юристов во главе с Андреем Пушкиным взялись приготовить документ по собственной инициативе.

Спецы и представители моногородов, которым законопроект был разослан летом, оценивали их инициативу с оптимизмом.

Но другая сторона – Минрегионразвития и ряд других министерств, по словам Пушкина, назвали документ ненужным, а из Совета Федерации ответа и совершенно не последовало.

Вообще, член Комитета по промышленной политике Совета Федерации Юрий Кузнецов произнес «Известиям», что к ним похожий законопроект вообще не поступал. «И я считаю, что закон о моногородах не нужен.

Не надо писать отдельный закон под каждую проблему», – говорит он. Нужно сосредоточиться на правильной оценке ситуации, используя имеющуюся букву законодательства.

«Я вижу трудности у моногородов в металлургии, – соглашается Кузнецов.

– Приближается мировой кризис, пусть и было некое его замедление.

Такие кризисы повсевременно заметны в падении инвестиций.

Спрос на инвесттовары упадет, и, а конкретно, это затронет сплав.

Пусть не завтра не через полгода, но такая ситуация проглядывается». Поэтому мыслить о решении трудности нужно здесь и сейчас.

Что будет с моногородами в разных отраслях, в том числе в «металлической»?

И как решать эту делему? Ответ Кузнецова – в программе экстренной помощи.

В случае умирания моногорода нужны подъемные на компанию переезда населения, также более-менее долгие соцвыплаты. Не обойтись без приглашения независимых консультантов – экспертов, не аффилированных с властными структурами и другими, может быть, заинтересованными сторонами.

Сергей Журавлев, управляющий коммуникационного проекта «Российский дом будущего», отчасти критикует существующую программу. Он уверен, что русским моногородам нужна госпрограмма госинвестиций, а не госкредитов.

Необходимо, как считает собеседник «Известий», создавать программу передвижения из угасающих моногородов и особенное внимание уделять градостроительной политике монопрофильных территорий. По собственному пути Моногорода в нашей стране отсутствовали русским изобретением.

Индустриальное преобразование экономики Петра I дало Рф рабочие места на суконных мануфактурах и железоделательных заводах в Туле, на Урале и в Подмосковье.

Часть тех первых монопоселков так и осталась монопрофильными территориями. Поначалу 1930-х годов монопрофильные города появлялись в основном как часть территориально-производственных комплексов, где на одной площадке создавался слету комплекс компаний, – например, Магнитка, Новокузнецк, Апатиты.

Часть монопрофильных городов периода индустриализации была построена силами заключенных ГУЛАГа, в том числе Воркута, Норильск. Существенное число моногородов возникло в период Великой Отечественной войны в процессе эвакуации компаний.

Много узкоспециализированных центров среди «городов-энергетиков», в большей степени сложившихся при тепловых и атомных электростанциях, – Волгореченск, Кировск (Ленинградская область), Новомичуринск.

Узкая специализация свойственна и практически всем центрам добычи нефти и газа (Нефтеюганск, Урай, Мегион, Нефтегорск). Появились узкоспециализированные центры начальной стадии производства (добыча угля, руд железных и цветных металлов, горно-химического сырья, ископаемого строительного сырья, их обогащение).

Госпрограмма действует В Республике Татарстан активно идет создание индустриальных парков «Камские Поляны» (г. Камские Поляны) и «Чистополь» (г. Чистополь), в рамках которых начата реализация проектов с инновационным уклоном. В Кемеровской области, где располагается 17 моногородов, в которых проживает более 70% от общего населения, принят закон «О зонах экономического благоприятствования».

Резиденты особых зон получают право на налоговые и административные преференции, субсидии части процентной ставки по банковским кредитам, льготы по аренде.

Средства федерального бюджета в размере 2,1 млрд руб.

, выделенные региону в рамках госпрограммы, позволили начать реализацию 17 инвестиционных проектов, инвестиции по которым составят более 18 млрд руб.

, будут изготовлены 3,5 тыс. рабочих мест.

Это уже дает свои результаты: в Таштаголе – новая обогатительная фабрика по производству марганца, в Ленинске-Кузнецком – построенный сервисный центр Komatsu.

В Чувашии (г. Новочебоксарск) создается территория опережающего развития, в рамках которой будет работать инновационный кластер «Солнечная долина». В Вологодской области (г. Сокол) реализуются проекты по производству склеенного бруса на Сокольском ЦБК и строительству завода по производству биотоплива.

Добавить комментарий