Неправда, тесты станут основой экзамена только на одну треть. Контрольноизмерительные...

- Неправда, тесты станут основой экзамена только на одну треть. Контрольно-измерительные материалы состоят из 3-х частей.
1-ая - это тест, когда ученик должен выбрать готовый ответ. Это в основном для тех, кто не собирается поступать в институт.
2-ая часть заключается в том, что человек должен будет написать своей рукой некоторый ответ (например, результат хим реакции).
И 3-ий уровень - усложненный.
Нежели речь идет о истории, это может быть коротенькое эссе о каком-то событии. В целом же ребенок будет сдавать 5 экзаменов: два неотклонимых - математика, русский и литература и три по выбору.
И никуда не выезжая, посылает свои результаты в несколько вузов.
Естественно, в целый ряд учебных заведений мы введем доп экзамены - в институты культуры, искусства, спорта.
Доп экзамены возможны и на отдельные факультеты вузов с углубленной программой: например, на мехмат МГУ, в Физтех, в МИФИ, в Санкт-Петербургский институт...
Но для того же мехмата МГУ или для Физтеха не надо ехать в Москву, чтобы сдавать русский язык (это делается на месте).
- Алексей из Москвы тревожит. Вам не кажется, что, до того как что-то реформировать, нужно понять, для чего же же учить: для затверживания бесконечного количества фактов или для того, чтобы человек научился мыслить?
- Основная задача: разгрузить содержание образования.
Но как мы пытаемся это сделать, меня лобби "предметников" обвиняет в том, что мы разрушаем наше наилучшее в мире образование. На самом деле нужна профильная школа, где и будут проходить углубленные разделы.
- А когда вы думаете реально ввести профильную школу?
- Думаю, через два учебных года. С 1 сентября этого года мы начинаем экспериментальную отработку.
На это в образце будет необходимо два года. Неувязка в том, как быть с "профилем" в сельской школе, где в выпускном классе может быть 5 человек.
На самом деле ничего страшного нет: в рамках 1-го класса учитель может давать разные задания. Мы же это делаем в 1-3-х классах сельской школы.
- Наталья из Москвы.
Я год назад окончила школу в Оренбурге.
А раньше училась в Москве.
Так вот, по сравнению с Москвой там уровень преподавания был намного ниже... - Всё зависит от того, как город находит средства на повышение квалификации учителей.
Нежели в регионе не хватает средств на зарплату, то о каком повышении квалификации можно говорить? Образование зависит от богатства региона.
Например, самый богатый округ у нас в стране - Ханты-Мансийский (где нефть и доходы остаются на месте). Там фактически все школы компьютеризированы, квалификация большинства учителей прекрасная.
Практически все школьники за счет бюджета выезжают за предел, поступают в институты. Но должен вам сказать, что побкдители международных олимпиад школьников - на 80 процентов с периферии.
- Владимир Михайлович, как вы относитесь к победам китайских школьников на международных олимпиадах? - Результаты олимпиад не довольно что молвят о уровне массовой школы.
В этом году американцы поделили с нами 2-ое и третье места по математике - сделали команду, наняли профессоров, натренировали малышей.
Но разве в американской школе математика отменная?
Она совершенно примитивная. Что касается Китая, то при централизованной системе легче готовить команду.
Китайское образование во многом схоже с нашим.
Но, в отличие от нас, они не шарахнулись в сплошную вариативность - у их осталась жесткая система преподавания. В Китае хороший базовый уровень, но, потому что там чрезвычайно много школьников и студентов (а не нехороших педагогов не хватает), общий школьный уровень намного ниже нашего.
- Здравствуйте.
Меня зовут Даша, я студентка из Нижнего Тагила. Я заканчиваю государственное учебное заведение, которое на данный момент называется институтом.
И у нас со студентов экономных отделений собирают достаточно большие средства.
В прошедшем году это была тысяча рублей, в этом - уже две.
Это оформляется как гуманитарная помощь институту... - Я сообразил, Даш.
Естественно, это называется русским словом "вымогательство". Для этого должно быть решение совета института.
И это, естественно, должно быть добровольным делом родителей. Я постараюсь дать команду разобраться.
- Владимир Михайлович, что намечает возглавляемое вами министерство для учета природных способностей молодых людей?
- У нас есть сейчас решение, и мы потратим большие средства на поддержку проф молодежи, а конкретно через олимпиады.
Система олимпиад будет расширена.
При всем этом нежели пока только победитель олимпиад всероссийского уровня имеет право поступать в институт без экзаменов, то сейчас мы готовим поправки в закон, чтобы существенно расширить категорию победителей, которые смогут пользоваться этим правом. Не считая того, необходимо сходу расширять сеть специализированных школ.
На данный момент они есть при Новосибирском институте, при МГУ, при Санкт-Петербургском институте.
Мы поставили задачу в ближайшие годы сделать такие же школы-интернаты для способных детей в каждом из 7 федеральных округов.
И в конце концов, введение в старших классах профильного обучения нацелено на то, чтобы не всех учить одинаково. - Вам не кажется, что, перед тем как проводить реформу, нужно для начала прирастить зарплату учителю?
В глубинке федеральные средства, присылаемые на зарплату учителям, иной раз тратятся на погашение оплаты электроэнергии и газа… - Мы прирастили зарплаты в 1,89 раза.
Другое дело, что практически все регионы не "потянули" это увеличение.
Я повсевременно говорю депутатам: не надо кричать про зарплату учителя, есть закон "О образовании" 1992 года, в котором написано, что она должна быть средней по промышленности. Я говорю это в том числе тем депутатам, которые имели крупная часть в Думе 3-4 года назад: почему вы не выполнили закон "О образовании" лет семь назад?
Вы же имели крупная часть в Думе?
А потому что это - демагогия. Средств в стране нет.
И они каждый год молвят бюджет, нарушая этот закон.
- Вас тревожит Вольдемар, студент из поселка Барсуки Тульской области.
В прошедшем году вице-премьер Матвиенко заявила, что в этом году студентам повысят стипендии.
Пока этого нет...
- Мы вправду планировали с 1 января 2002 года повысить стипендию студентам.
К огорчению, из-за того что сходу потребовалась крупная сумма на повышение зарплат учителям, мы не смогли этого сделать. Но я уверен, что в 1,5-2 раза мы увеличим стипендию с 1 января 2003 года.
Не считая того, не считая академической, мы сейчас ввели социальную стипендию. Ее получат студенты из бедных семей (независимо от того, как они учатся).
- Меня зовут Александр, я из Москвы. У меня дочка через год пойдет в школу, а у нас на данный момент неотклонимая начальная четырехлетка.
Не выйдет ли так, что девочек (желая продлить им детство) будут отправлять учиться в 7 лет, а мальчиков (чтобы спасти от армии) - в 5? Так, в одном классе окажутся дурашливые маленькие мальчишки и умные взрослые девочки?
- Не бойтесь! В феврале президентом подписан закон о том, что учащихся школ нельзя призывать в армию до 20 лет.
Боязни по отношению к армии нет не может быть. А вот во сколько лет малыша отдавать в школу, решать родителям.
Во всем мире начинают обучать детей с 5-6 лет. Вот мы и переходим на начало обучения с шестилетнего возраста.
Другое дело, как мы преподаем для шестилеток и как - для семилеток? В этом суть отработки опыта по содержанию начальной школы.
Например, мы ставим вопрос о том, что со второго класса у всех будет иностранный язык.
Как его преподавать, когда он к тому же русский-то не очень знает?
Или мы говорим, что со второго класса стоит ввести информатику. Но что такое "информатика" для семилетки?
Чему учить: развивающим играм, программированию?
Сейчас идет опыт.
- Как реально введение городских именных валютных обязательств (ГИФО), когда средства, "заработанные" выпускником на едином экзамене, последуют за ним в институт?
Сейчас еще заговорили о образовательных кредитах...
- ГИФО - проще по введению. Кстати, мы отказались от понятия "образовательный кредит", назвав это "государственными возвратными субсидиями".
Иными словами студенту не нужно платить за образование: ему дают кредит, который он должен либо вернуть после окончания института, либо отработать там, куда его направят по окончании института.
Но дело в том, что даже в Америке 10-20% заемщиков кредит не возвращают. Правда, я надеюсь, что у нас будут работать два механизма.
Во-1-х, пока человек не вернет кредит, он в руки диплом о образовании не получит (только справку).
А во-2-х, не почти всем же захочется быть во всесоюзном розыске.
- Как реагируют на единый экзамен ректоры вузов? - Крупная часть до конца будет против.
По-человечески это понятно: когда выбираешь что-то себе, надежнее это делать самому.
Я сам - в прошедшем ректор, и это понимаю.
С другой стороны, необъективности здесь масса: блатерство, давление на ректора. Еще неувязка в том, что дети не имеют средств на дорогу, чтобы приехать в Москву и сдавать вступительные экзамены.
Не едут к тому же потому, что при всех столичных институтах есть репетиторы, курсы, целевой прием...
Что же остается мальчику из глубинки?
Единые экзамены или их аналоги есть в большинстве стран мира. - Все равно будет утечка информации…
- Ее будет намного меньше. В комиссиях будут представители целого ряда вузов, школ, общественности, МВД, ФСБ.
Нежели страна захочит, эту делему можно решить.
А что Вы думаете о этом?