Октан практически не виден Осеннее подорожание бензина вновь сделало...

Октан практически не виден Осеннее подорожание бензина вновь сделало актуальными извечные вопросцы автомобилистов: что нам наливают на заправках и на сколько нас при всем этом обманывают? Специалисты Независящей ассоциации покупателей (НАП РФ) попытались отыскать ответы на эти вопросцы и провели потребительскую экспертизу бензина.
Объект исследований Мы решили измерить размер и октановое число для 7 образцов бензина АИ-92, закупленного нами на АЗС Москвы и наиблежайшего Подмосковья. Закупки производились в районе Ленинградского шоссе.
Чтоб получить довольно полную картину состояния дел на столичном бензиновом рынке, мы (условно, естественно! ) разделили все заправочные станции на 5 огромных категорий и сделали случайную подборку по каждой категории.
Не считая этих 5 АЗС, мы запланировали закупить бензин еще на 2-ух: на АЗС системы EPetrol (категория: "Новое и увлекательное") и на АЗС на 65-м километре Симферопольского шоссе (категория: "Письмо читателя"). Всего обязано получиться 7 образцов бензина.
Методика закупок Чтоб смотреться очень противными клиентами, мы решили закупать по 4 л бензина АИ-92 на каждой АЗС, рассчитываться купюрой в 100 рублей, не настаивать на выдаче чека и сдачи, а купленный бензин заливать в запрещенные пожарным надзором пластмассовые канистры, предварительно пронумеровав их с 1 по 7. Наши деяния полностью законны.
Дело в том, что бензин сущность "продукт, продающийся в нефасованном виде", и брать его можно хоть какое количество л. либо на всякую сумму средств в всякую тару, для этого предназначенную. Различного вида ограничения типа "менее 20 л" либо "более 5 л" или "в пластмассовые канистры не наливать" являются нарушением Законодательства РФ "О защите прав потребителей" и правил торговли.
Требование у клиента "мелочи" также есть нарушение законодательства и правил, так как нигде в законодательстве и правилах не сказано, что клиент должен перед приобретением бензина (равно как и другого продукта) разменивать большие купюры.
Решение брать конкретно по 4 л было принято на основании долголетнего водительского опыта: в пятилитровую канистру налить, не расплескав, 5 л бензина, чрезвычайно тяжело, а мы желали быть очень объективными. Методика измерений Чтоб измерить размер закупленного бензина, мы приобрели стеклянный мерный цилиндр объемом 1 л. (Мерный цилиндр – это сертифицированная лабораторная посуда, разрешающая измерять размер жидкостей до 1 л с точностью 10 мл.) Для того чтоб измерить октановое число бензина, мы заполучили бытовой октанометр (напомню: наша экспертиза потребительская), который можно приобрести в каждом солидном магазине автозапчастей.
Устройство имеет маркировку РСТ, а означает, имеет сертификат соответствия и быть может применен в качестве средства измерения. У октанометра две шкалы: значение октанового числа и плотность воды в кг/куб.
м. Показания устройства фиксировались по обеим шкалам. Легитимность Чтоб избежать обвинений в подтасовке результатов и разбавлении бензина опосля закупки, мы решили подтвердить (либо опровергнуть) результаты потребительской экспертизы методом проведения 2-ух доп тестирований: октанового числа бензина (с помощью переносного электронного октанометра SHATOX SX-100M, разработанного учеными Института химии нефти Сибирского отделения РАН) и полного лабораторного исследования образцов с определением октанового числа исследовательским и моторным способами и анализа состава бензинов (в аккредитованной лаборатории).
Измерения размера и октанового числа будут производиться сразу опосля окончания всех закупок, а само экспертное мероприятие будет непрерывным, по окончании его результаты будут зафиксированы и размещены.
Для обеспечения непрерывности процесса закупок мы попросили помощи у асов – водителей из столичной публичной организации Moscow night hooligan league.
Поехали…
В ночь с 5 на 6 ноября мы на "японке", за рулем которой посиживал "столичный ночной хулиган" Миша, вихрем пронеслись по Ленинградскому шоссе и прилегающим улицам. Головокружительную скорость движения подтверждают числа на кассовых чеках заправок: 22.01 – АЗС EPetrol на Лихачевском шоссе в Химках; 22.10 – АЗС ТНК на том же шоссе, в г. Долгопрудный; 22.33 – МТК № 123 на Смольной улице в Москве; 22.35 – Nefto Agip на Ленинградском шоссе; 22.42 – "Русснефть" на Ленинградском шоссе, но уже около МКАД; 23.01 – контейнерная заправка на том же Ленинградском шоссе у моста через Окружную металлическую дорогу.
После чего, как молвят военные, наступила "оперативная пауза": шофер тормознул перекурить, а некурящие специалисты приводили в порядок нервишки и документацию.
"Последующая точка?" – задал вопросец ночной гонщик, садясь за руль и надевая перчатки.
"На Симферопольское шоссе попасть бы, на 65-й километр…
" "Пристегните ремни, поедем через город", – скомандовал шофер. Предстоящее – ночной кошмар…
Со свистом пролетев по пустой Ленинградке, мы ввинтились на Третье кольцо, пронеслись по Воробьевым горам, вынырнули на Мичуринский проспект ("так скорее и постовых гораздо меньше"), соскользнули на МКАД, вырулили правым на Симферопольское шоссе, и лишь рассекаемый воздух застонал от ночного драйва… На 65-й километр прибыли впору – как раз в танки АЗС сливал свое содержимое ночной бензовоз.
Дождавшись окончания процесса, мы закупили последнюю пробу бензина и совсем счастливые от сознания выполненного долга возвратились в столицу.
1-ые воспоминания Чеки давали на всех АЗС, не считая 65-го километра Симферопольского шоссе, "округление" цены до 80 руб.
сделали на АЗС "Русснефть" (ЗАО "Ассоциация "Гранд"), зато в кассе контейнерной АЗС с 80 руб.
дали 2 руб.
сдачи, нанеся тем экономический урон фирме "Канда" (бензин там стоил 78 руб.
40 коп.
). Данные тестирования размера закупок, октанового числа и плотности бензина бытовым октанометром приведены в таблице. Итог в общем-то ожидаемый: обсчет, недолив и низкое качество бензина.
Электронный октанометр Результаты потребительской экспертизы подтверждаем (либо опровергаем!
) электронным октанометром SHATOX SX-100M, определяющим октановое число бензина посредством измерения его диэлектрической проводимости.
Измерения проводятся с погрешностью менее 0,5 ед. октанового числа. Чтоб исключить возможность сбоя оборудования, мы употребляли два устройства для проведения измерения каждого эталона бензина.
Октанометр неплох тем, что "потребляет" маленькое количество бензина (50–70 мг) для каждой пробы, работает от автономного источника питания и выдает значения октанового числа фактически одномоментно. Лабораторные исследования Для доказательства (либо опровержения!
) результатов прошлых экспертиз проводим испытания в аккредитованной лаборатории.
Нам любопытно точно (по ГОСТу) измерить плотность образцов, найти октановое число на специальной установке (исследовательским способом), разглядеть внешний облик образцов (в специальной емкости под определенным освещением и фиксированным углом зрения), с высочайшей точностью найти процентное содержание серы в бензинах, найти температуру конца кипения (чем она выше – тем больше износ мотора!
) и измерить размер остатка бензина опосля тестирования его фракционного состава (чем больше остаток – тем больше примесей в бензине было вначале!) Результаты лабораторной проверки утешают: все эталоны "кондиционные", другими словами характеристики бензинов укладываются в нормативы ГОСтов и ТУ (см. таблицу).
Но и тут нашлась "ложка дегтя", а поточнее – две "ложки": - специалисты аккредитованной лаборатории отметили наличие механических примесей (грязные емкости и бензопроводы на АЗС) в 5 образцах из 7; - специалисты аккредитованной лаборатории согласились протестировать лишь два эталона бензина на специальной моторной установке, мотивируя отказ отсутствием данных о торговцах бензина.
"Непонятно, что у вас в канистрах, – произнесли они, – а наша установка прецизионно настроена на качественный бензин, вдруг еще поломается". Оставим это заявление без комментариев!
Результаты и комменты 1-ое, и самое основное: недоливают везде!
Кое-где больше, кое-где меньше – но повсюду.
Возможно, АЗС так страхуются от недолива из бензовозов, которые, в свою очередь, искажают данные, чтоб подстраховаться от недолива на нефтебазах. Видимо порочная цепочка недолива начинается прямо на нефтеперегонном заводе, а оплачивает эти игры, естественно, автовладелец.
У меня лично недоумение вызвал чрезвычайно большой недолив на городских АЗС (МТК). Удивление также вызывает наличие грязищи в бензине, которая видна невооруженным глазом.
Отмечено низкое качество бензина на 65-м километре Симферопольского шоссе – бензин ярко-желтого цвета (или избыток серы, или наличие некоего вещества, увеличивающего октановое число). Советы автовладельцам.
1. Не обольщайтесь известным фирменным заглавием АЗС – обычно, источником бензина на всех АЗС в данном регионе является один и этот же нефтеперерабатывающий завод.
2. Не верьте маркетинговым обещаниям о "двойной" либо "тройной" чистке бензина на АЗС – спецы считают такую технологию принципиально неосуществимой.
3. Опосля окончания работы колонки не торопитесь вынимать "пистолет" из бензобака – так можно упустить крайний литр бензина. 4. Пытайтесь заправляться на одной и той же АЗС (но поначалу попытайтесь несколько АЗС и выберите ту, опосля заправкизаправки на которой движок вашего кара работает лучше).
5. Заправившись в неизвестном месте, непременно используйте модификатор бензина либо фирменную добавку в горючее. Так можно защитить движок от бензина низкого свойства.
6. Наличие на АЗС сертификата соответствия и паспорта свойства на бензин не гарантирует высочайшего его свойства. Как досадно бы это не звучало, это так.
Поэтому как нереально установить, какая партия бензина на этот момент продается – сертифицированная либо не чрезвычайно. Итоги и перспективы Семь АЗС – чрезвычайно маленькая подборка, тем более она дозволяет показать главные методы обмана надувательства потребителя: недолив и низкое качество бензина.
Мы планируем продолжить и углубить нашу бензиновую экспертизу – а именно, провести экспертизу бензина в протяжении 100–120 км от МКАД по всем АЗС на подмосковных магистралях, полную экспертизу бензина на той АЗС, которую укажут нам наши читатели, углубить и расширить перечень фирменных АЗС и провести там потребительскую экспертизу бензина, чтоб к весне, к массовому выезду автомобилистов на дороги, опубликовать полную таблицу результатов экспертизы бензина узнаваемых АЗС Москвы и Подмосковья, а то и выстроить их рейтинг.
В данной работе мы рассчитываем на помощь наших читателей. Господа автомобилисты, бытовые октанометры еще пока в вольной продаже и стоят недорого.
Присоединяйтесь! P. S. Создатель благодарит профессионалов НАП РФ и разрабов октанометра SHATOX за помощь в проведении экспертизы бензина.
Наше досье. Октановое число бензина Октановое число (ОЧ) – условный показатель, характеризующий способность горючего обеспечивать бездетонационную работу движков с принудительным воспламенением.
Точно найти ОЧ можно с помощью тестов, методом подбора консистенции из 2-ух эталонных углеводородов: обычного гептана (для которого ОЧ принимается равным 0) и изооктана (с ОЧ = 100), которая (консистенция) по детонационным свойствам будет эквивалентна испытуемому бензину.