По планам российского правительства 90% инвестиций должны поступить...

По планам российского правительства 90% инвестиций должны поступить от личных инвесторов. Привлечь их – это, по сути, задача, которая ставится сейчас перед властями регионов СКФО.
Непосредственно из российской казны на развитие Северного Кавказа в ближайшие восемь лет будет выделено 235 млрд рублей.
Полпред президента РФ в СКФО Александр Хлопонин уверен, что такой подход к финансированию госпрограммы – это отчасти вынужденная мера: «Безусловно, мы должны учитывать и общее экономическое состояние в мировой экономике, и понимание ситуации с русским бюджетом». Но в случае появления в бюджете страны доп средств финансовая поддержка республик может быть увеличена.
Не считая того, по словам Хлопонина, экономные средства, запланированные в рамках программы, пойдут лишь на объекты социальной инфраструктуры (больницы, детсады, школы) и развитие инфраструктурных проектов (дороги, гидротехнические сооружения).
«Государство из федерального бюджета будет выдавать лишь ресурсы на компетенции регионального и федерального масштаба. Мы идем по консервативному сценарию.
Но это все равно – сценарий развития», – констатирует полпред президента РФ в СКФО.
Так что прямого роли в реализации бизнес-проектов на местности СКФО руководство принимать не будет.
Но не считая инфраструктуры власти желают сделать условия для стимулирования притока инвестиций в республики. Через механизмы городских гарантий, через создание особых зон, освобождение компаний от налогов (местных и части федеральных), через механизмы субсидия процентной ставки по займам.
Не надо изобретать велик Вхождение Ставрополья в программу развития Северного Кавказа и включение курортной особой экономической зоны «Гранд Спа Юца» в состав северо-кавказского туристического кластера поможет краю существенно нарастить долю в общем объеме услуг санаторно-курортного комплекса страны, считает губернатор Ставропольского края Валерий Зеренков.
«Сейчас наши Кавминводы – это 10% от общего размера услуг.
Отличные исходные данные.
Есть понимание, что прирастить эту долю реально», – отмечает глава региона. Шанс стать «центром притяжения» инвестиций имеют все республики, так как геополитическая роль каждого субъекта, как и всего региона, вправду неподражаема, как по его потенциалу, так и по географическому расположению, считает Светлана Липина, кавказовед, доктор экономических наук.
Другой вопрос, как будут употребляться эти возможности. «У каждой республики есть главные, «реперные» точки, положительные точки развития, – говорит Липина.
– К примеру, в Дагестане – Махачкалинская портовая зона, являющаяся принципиальным стратегическим связывающим звеном транспортной системы Юга Рф с государствами Средней Азии, Ираном, Закавказьем.
В Чеченской Республике – нефтеперерабатывающий завод, который даст импульс развитию нефтепереработки на Северном Кавказе и обеспечит регион своими нефтепродуктами. И так далее».
С этим согласен и Денис Соколов, управляющий центра социально-экономических исследований регионов Ramcom. Необходимо опираться на без помощи остальных сформировавшиеся отраслевые кластеры.
Обувной бизнес в Махачкале, Ростове-на-Дону и Кавминводах, для которого значимым является доступ к сырью (речь о качественной и дешевой коже) и фурнитуре. Создание мяса и мясопродуктов в предгорной и равнинной зонах СКФО, требующее племенной работы, развития ветеринарной службы и кормовой базы.
Хранение и переработка овощей и фруктов – импортозамещение в данной сфере имеет большие перспективы. И в конце концов, создание шерстяных изделий, заготовку и переработку шерсти для которых лучше локализовать в регионе.
Меж тем мысль развития кластеров как драйверов роста экономики лежит и в базе программы. Но она не на 100 процентов учитывает исторически сложившуюся отраслевую специализацию.
В согласовании с программой, а конкретно, планируется создание энергетического, агропромышленного, инновационно-образовательного и туристско-рекреационного кластеров. Но по сути из 4 заявленных пока непосредственно как кластер существенно продвигается только один – туристско-рекреационный.
Как произнес Ахмед Билалов, председатель Совета директоров компании «Курорты Северного Кавказа» (КСК), проект сейчас переходит в активную фазу реализации: «К курорту Архыз в Карачаево-Черкессии подведена вся инфраструктура: вода, электричество, дорога.
Скоро раскроются 2-ая канатная дорога и две гостиницы. Еще по двум площадкам первого шага проекта – Мамисон в Северной Осетии и Матлас в Дагестане – пройден шаг дизайна земельно-имущественных отношений, завершается планировка территорий».
Общественная стоимость проекта туркластера – около 1 трлн рублей. Порядка 70–80% из которых – средства инвесторов.
По словам Билалова, у КСК уже есть целый пакет соглашений с русскими и забугорными инвесторами по роли в проекте кластера. Цель КСК – сделать на Северном Кавказе курорт мирового уровня.
И программа развития СКФО до 2025 года может этому поспособствовать. «Ее принципиальное отличие от практически всех других программ в том, что над ней совместно с чиновниками и специалистами активно работал и бизнес.
Заложенные в ней экономные средства – целевые стимулы развития, которые должны запустить механизмы, направленные на рост экономики региона», – считает Билалов.
Точки роста Нежели исходить из уже заявленных местными властями планов, наибольшие шансы стать фаворитами привлечения личных инвестиций имеют Дагестан, Кабардино-Балкария и Ставропольский край. О ценностях развития экономики Дагестана ведает Ризван Газимагомедов, заместитель председателя правительства республики: «Для нас основное на сегодня – это туризм, базис для которого делает редкое богатство природно-климатических аспект нашей республики: 500-километровая береговая линия, горы, альпийские луга, степи, субтропические леса.
2-ое – создание стройматериалов.
Третье – АПК. 4-ое – энергетика.
И особое внимание мы желают уделить развитию малого и среднего бизнеса».
По словам Газимагомедова, в инвестпортфеле республики сейчас 82 проекта стоимостью 240 млрд рублей. 30 – на стадии реализации.
Некий из их – строительство завода по производству листового стекла в поселке Тюбе мощностью 600 тонн в день. Здесь будет производиться тонированное, цветное, прозрачное стекло, рефлективные виды стекол, иными словами со светоотражающим покрытием.
Выпуск первой партии продукции запланирован на август 2013 года.
В проект вложено более 1 млрд рублей. Общий размер инвестиций, по словам Абакара Мудунова, исполнительного директора «Каспийского завода листового стекла», доктора МГИУ, составит 10,7 млрд рублей.
30% – собственные средства, 70% – предоставлены Внешэкономбанком. В стройке принимают роль спецы из Великобритании, Германии, Турции.
«Они не побоялись приехать сюда, работают с нами бок о бок. Мне кажется, это показательный момент», – отмечает Мудунов.
Инвесторы отдают себе отчет, что ситуация на Северном Кавказе пока нестабильна.
Но при всем этом твердо убеждены, что угрозы вложений с лихвой компенсируются результатом. «Мы уже два года работаем по этому проекту.
Никаких заморочек пока не возникало. Мы заинтересованы в развитии Дагестана.
Могу сказать, понимание этого есть у управления республики», – констатирует Абакар Мудунов.
Проявляет интерес к Дагестану и иностранный бизнес. В июне 2012 года о намерении выстроить в республике текстильную фабрику заявила турецкая компания «Нергиз».
Размер инвестиций на первом шаге составит более $500 млн.
Намеченный срок стройки фабрики – 2–3 года.
После реализации проекта экспорт продукции из Дагестана в Турцию может вырасти в 10 раз: с сегодняшних $50 млн до $500 млн. В качестве основных преимуществ ведения бизнеса в Дагестане Джавид Чаглар, генеральный менеджер компании «Нергиз», назвал развитую транспортную инфраструктуру и доступную сырьевую базу.
Реализация инвестпроектов, как считают дагестанские власти, разрешит существенно прирастить налоговые поступления в бюджет республики и создаст 10-ки тысяч рабочих мест. В том числе высококвалифицированных.
Соответствующие госпрограммы, не считая прочего предусматривающие контрактную систему подготовки экспертов, уже действуют в республике.
В Кабардино-Балкарии планируется воплотить более 30 огромных проектов. Как произнес «Известиям» президент республики Арсен Каноков, в числе ценностей – АПК, при всем этом ставка будет делаться на создание модернизированных, высокоэффективных перерабатывающих производств.
Не считая того, власти КБР желают активно привлекать инвестиции в энергетику, хим промышленность, туризм и создание строй материалов.
Наиболее действующим инвентарем привлечения инвестиций для субъектов СКФО является предоставление госгарантий.
Ну и на местном уровне власти пробуют стимулировать бизнес к активному развитию, предоставляя льготы по налогу на имущество организаций и освобождая от части налога на прибыль организации.
«Привлечение огромных инвесторов – это сложный процесс, связанный не только с формированием чрезвычайно понятной системы гос поддержки, ну и с решением более широкого перечня задач социально-экономического развития территории», – отмечает Арсен Каноков.
Этим и обусловлены ценности развития экономики: делать ставку на имеющиеся локомотивы роста.
В перспективе Кабардино-Балкария имеет все шансы стать самодостаточным регионом с высокоразвитой экономикой. «Уже сейчас наша республика является субъектом, меньше чем наполовину дотируемым из федеральной казны, – говорит Каноков.
– Мы целенаправленно снижали уровень дотационности бюджета в среднем на 5–10% раз в год.
И в дальнейшем мы желают держать курс на экономическую самостоятельность». Губернатор Ставропольского края Валерий Зеренков уверен, что реализация госпрограммы разрешит сделать грозный рывок в развитии курортов региона – именитых Кавказских Минеральных Вод: «С учетом внебюджетных источников на мероприятия, предусмотренные этим документом, мы планируем привлечь до 2025 года порядка 650 млрд рублей».
Эти средства дозволят воплотить в жизнь более 70 приоритетных для краевой экономики инвестпроектов, в том числе 40 – в курортно-туристической сфере. Дайте Кавказу шанс Главные сдерживающие предпосылки, препятствующие приходу огромного бизнеса в северокавказские республики, общеизвестны.
Некий из их – нестабильная ситуация в регионе.
Инструмент для решения трудности, как считает Светлана Липина, – это полные госгарантии по возврату инвестиций в случае форс-мажора. «И западные инвесторы их уже получают.
Непосредственно поэтому они так активны в регионе.
А вот русским компаниям пока эти гарантии не обеспечены», – говорит она. Непосредственно поэтому, как подчеркивает эксперт, полноценно в проект «Курорты Северного Кавказа» не удалось пока войти ни малому, ни среднему бизнесу, составляющим базу экономики округа: «И на сто процентов понятны настроения предпринимателей, которым, как молвят они сами, местные банки, выразившие желание участвовать в данной программе, получив средства под 4% годовых, давали кредиты уже со ставкой 20%». Не считая того, не решены земельные вопросы.
Это и неувязка неразграниченности земель меж различными уровнями власти – федеральной, региональной и городской. И давно назревшая необходимость их приватизации.
«В начале 90-х вводить личную собственность на земли сельхозназначения в республиках побоялись, – ведает Денис Соколов. – Но 20 лет спустя стало понятно, что приватизация нужна, потому что без развитого института принадлежности на землю нереально сделать эффективное сельское хозяйство».
В самое ближайшее время в республиках будет необходимо также провести ряд институциональных преобразований. По мнению Соколова, не считая формирования института принадлежности на землю очень принципиально сейчас приступить к восстановлению института правосудия на местном и региональном уровне.
Вернуть в практику качественное светское среднее образование, сделать лучше административные расходы, которые на данный момент составляют от 25 до фактически 100% ВРП для разных субъектов.
Очевидно, что все эти трудности властям так или по другому придется решать.
И в самое ближайшее время. На карту поставлено чрезвычайно много – благополучие Северного Кавказа.
Очевидно, что с приходом бизнеса в республиках может наступить долгожданный мир. Покажутся новые рабочие места, воевать будет некогда и некому.
Все будут при деле.