Почему вы решили отпраздновать юбилей музея непосредственно...

— Почему вы решили отпраздновать юбилей музея непосредственно выставкой Эйзенштейна? — Сейчас весь мир в упадке. Нам необходимо мыслить о новой точке отсчета, новом векторе движения, новом способе организации нашей цивилизации.

Нужен новый взгляд на реальность. Сергей Эйзенштейн и Александр Родченко поначалу века двадцатого выполнили революцию взгляда.

Глаз — это вынесенный вовне мозг. Мы видим то, что знаем, знаем то, что видим.

Своим творчеством эти живописцы показали, что повсевременно необходимо отыскивать новейшую точку зрения.

Замечательно, что наша страна проголосовала за стабильность.

Это то, что нужно хоть какому человеку, каждому из нас.

Но без движения стабильность преобразуется в стагнацию.

Русские авангардисты задавали вектор движения. — Непосредственно авангардисты, а не классическое искусство более ранних эпох?

— Да, потому что они поставили глобальный вопрос: что такое искусство? И он более серьезен, чем классические трудности в искусстве, например споры о реализме или абстракции в живописи.

Можно наслаждаться шедеврами Ранешнего Возрождения и восхищаться работами «Мира искусства», но сейчас скорость конфигурации цивилизации уже другая. — Вы продлили работу выставки Родченко, и на данный момент она соседствует с экспозицией Эйзенштейна.

Что, на ваш взгляд, их объединяет, не считая эпохи и принадлежности к русскому авангарду?

— Они оба изменили восприятие мира вокруг нас. Родченко утверждал, что нельзя снимать на уровне глаз, так как это рядовая, тривиальная точка зрения.

Он предлагал повсевременно отыскивать неожиданную перспективу. Это ведь относится не только к композиционной структуре произведения искусства.

Это жизненный принцип: мы должны научиться поменять точку зрения, глядеть на жизнь под другим, новым углом.

Мы избрали для выставки Эйзенштейна название «Монтаж аттракционов», взятое из его известной статьи 1923 года, потому что для нас было принципиально, как Эйзенштейн ставит вопрос о действии искусства на зрителя. Восприятие искусства Сергей Михайлович изучал в течение всей своей жизни.

И определяя в данной статье аттракцион как принципиальный элемент деяния на психику зрителя, он ссылается на «визуальные заготовки» Гросса и Родченко. Говоря о роли искусства в современной жизни, мы не можем не мыслить о вопросах, поставленных поначалу XX века этими живописцами, потому что «информационный шум» с каждым днем усиливается.

Художнику, куратору принципиально пробиться к сознанию каждого зрителя.

— На выставке Эйзенштейна много комических зарисовок режиссера.

Они тоже имеют для вас концептуальную значимость? — Любовь к клоунаде, цирку объединяет огромное количество великих живописцев, в том числе Эйзенштейна и Родченко.

Кстати, оба очень серьезно занимались темой цирка.

Психологические механизмы игры и творчества идентичны. Клоун, буффон нескончаемо глубоко чувствуют и соображают трагедию жизни, но могут смеяться над собой и разрешают себе говорить правду.

Поэтому для меня было принципиально показать, как Эйзенштейн умел дурачиться и смеяться.

— Как эстетика русского авангарда первой половины XX века актуальна на данный момент? — В современном мире влияние русского авангарда видно на каждом шагу.

В архитектуре, в дизайне, в виде всей окружающей нас действительности. Эстетика авангарда стала ведущим языком современной зрительной культуры.

Например, в хоть какой художественной, кинематографической школе в мире и Рф образование начинается с творчества Родченко, Эйзенштейна, Малевича, Мельникова и других великих русских авангардистов. — Усвоит ли Эйзенштейна зритель будущего?

— Я не знаю, что будет с новым поколением детей, которые с ранешнего юношества живут с аксессуарами.

У их сформируется совершенно иная психология.

И нам придется как-то договариваться с ними.

Это придет прямо завтра. Мы на пороге новейших цивилизационных конфигураций, культурологического сдвига.

Быть может, непосредственно идеи монтажа аттракционов Эйзенштейна окажутся эффективны, чтобы удержать их калейдоскопическое видение.

— Есть ли в сегодняшней непростой жизни место для искусства? — Людям повсевременно казалось, что время, в котором они живут, самое ужасное.

Вспомним старых философов или Шекспира.

Цивилизация меняется, а человеческая психология пока остается той же самой.

Страсти, любовь и ненависть, отчаяние и надежда, зависть и восхищение — мы, обладатели Wi-Fi, переживаем так же, как люди Средневековья.

Формы искусства меняются, но оно было и остается базисной потребностью населения земли.

А в кризисные времена потребность в искусстве даже больше.

Мы понимаем, что на данный момент проходим очередной кризис, но музеи, концертные залы, театры заполнены до предела. А очереди на выставки стают частью существования культуры.

Значит, искусство кому-то нужно. — Какой итог работы музея вы бы подвели?

Куда МАММ двинется дальше? — Мы сделали около 2 тыс.

выставок за 20 лет. Это и есть итог.

А в предстоящем мы займемся искусством, связанным с новыми технологиями, интернет-артом, творчеством машин, которые на данный момент уже работают в интуитивной логике. Это совсем рядом к человеческому сознанию.

— Вы имеете в виду искусственный интеллект?

— Естественно.

Необходимо понять: каким он будет?

Он нас съест, мы погибнем как цивилизация?

Или, напротив, приобретем какую-то невероятную силу? Это вопросы актуальные, от их нельзя отмахиваться.

Да, живопись, холст, масло никуда не исчезнут...

Но жизнь идет вперед.

Нежели мы не будем опережать время, то окажемся в последнем вагоне поезда и, скорее всего, на запасных путях. Илья Кабаков писал: «В будущее возьмут не всех».

Непосредственно будущее — самое интересное.

А современное искусство дает возможность в него заглянуть.

Справка «Известий» Ольга Свиблова — куратор, искусствовед, режиссер-документалист, член Российской академии художеств.

В 1978 году окончила с различием психологический факультет МГУ имени Ломоносова.

Занималась психологией творчества. С 1984 года курирует выставки в Рф и за рубежом.

С 1996 года — директор-основатель музея «Московский дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музея.

В 2007 и 2009 годах — куратор российского павильона на Венецианской биеннале. В 2016 году — куратор проекта «Коллекция!

Современное искусство в СССР и России 1950–2000: уникальный дар музею». : Вертикальный установка в действии: Мультимедиа Арт Музей отметил 20-летие экспозицией Сергея Эйзенштейна «Монтаж аттракционов» Родченко из «банды конструктивистов» Ольга Свиблова: «Культура — это мягкая дипломатия»

Добавить комментарий