Престижная на данный момент тема – концепция большого городка...

Престижная на данный момент тема – концепция большого городка как «гринсити»? Каковы, на ваш взгляд, ее составляющие? Это – транспорт, энергетика и общественное место.
Естественно, градостроительная политика – в рамках «зеленого строительства» и развития города.
Вот три основных кита, на которых город и должен стоять.
Есть понятие «зеленое здание», есть международные сертификаты, в том числе LEED.
В столице таких кабинетов – пока всего несколько 10-ов. Проводится ли работа над созданием российских «зеленых» стандартов? Эта тема поднималась, когда я еще работал в Минприроды Рф в 2008 году.
И вот уже 2,5 года работаю в Москве.
Собственных нормативов в стране пока нет.
Нежели они и будут приниматься, то за базу все равно будут браться западные стандарты. Я считаю, что поначалу это имиджевая вещь.
Нежели компания идет на удорожание себестоимости квадратного метра за счет недешевых не совсем доступных «зеленых» технологий, то она должна по крайней мере обдумывать, что выигрывает как минимум в имиджевом плане.
Наша основная задача – привлечь к этому внимание.
Мы проводим конкурсы на лучший экопроект, пытаемся стимулировать бизнес за счет выдаваемых сертификатов соответствия «зеленым» технологиям. Непосредственно промышленность пока не готова еще к внедрению таких стандартов.
Необходимо практически все поменять в СНИПах и СанПиНах.
Это вопрос не 1-го дня не только субъекта Федерации – Москвы.
Этим должен заниматься Минрегионразвития. Что конкретно нужно поменять, как вы считаете?
Ввести доп требования к строительным материалам, хотя они и так уже стали экологичнее.
Включить сюда вопрос снижения налогообложения. Применил современную технологию – заплатил меньший налог.
Пока в министерствах все это обсуждается на уровне диалога, по моей инфы, с законодательной инициативой еще никто не выходил. Каков на сегодня список главных жалоб со стороны москвичей?
Чем озадачены надзорные службы? В неделю мы получаем более 200 жалоб.
Кстати, не так издавна даже депутаты мне пожаловались, что не могут дозвониться на горячую линию департамента природопользования.
Пробовал сам это сделать в праздничные дни: два раза дозвонился, три – нет.
На данный момент будем перестраивать работу, увеличивать количество операторов.
Что касается основных жалоб… Это вопросы по благоустройству города, порче зеленых насаждений и загрязнению аква объектов, также неприятные запахи и состояние воздуха.
Где-то не убрали листву, где-то дерево не так посадили после ремонта коммуникаций. Очень оперативно, в режиме реального времени реагируем, выезжаем на место.
Например, 13 мая к нам обратились по поводу порчи лиственницы в саду МГУ. Кто-то обгрызает кору.
Животные?
Выясняем.
Или поступила жалоба по поводу рыб в Патриарших прудах. Гибнут карпы, им там стало некомфортно.
Взяли анализы воды – выясняем, есть ли вредные вещества. Нежели ничто не мешает фауне – проведем акцию по заселению пруда белым амуром.
Эта рыба как санитар. Она помогает избавиться от цветения прудов.
Карп непревзойденно уничтожает иловые осадки, а амур – зелень.
Съедает всякую массу и растет в геометрической прогрессии.
В любом случае водоем становится чище. И это распространенный способ очистки воды – биоспособ.
Такие природные фильтры важны не меньше хим или механических.
Нежели в пруду появляются нефтезягрязнения, туда запускают бактерии, которые съедают нефтепродукты, после чего погибают. Еще одна распространенная жалоба – это жестокое обращение с животными и ненадлежащее их содержание.
Зимой замерз пруд, уточка не успела улететь.
Еноты, белки, лисы, бобры, лоси – они прорываются в район жилой строительства.
Много брошенных зимой экзотов. Я в столице с ползающими змеями или бегающими обезьянками, честно говоря, не сталкивалась.
Вот пример.
В приемной моего департамента, как вы видели, в аквариуме живут две черепашки.
Они были выловлены в Яузе. В реке может быть что угодно – и я не желаю испугать никого ни в коем случае.
Эти черепашки жили в районе водовыпуска, сбрасываемая там системой ЖКХ вода повсевременно плюс 18–20 градусов. Этот вид – американские красноухие – в нашем климате не живет.
Но черепашки там развелись и выжили.
Тоже неувязка.
Это так называемые интродуценты – те виды растений и животных, которые не свойственны для нашей полосы, но они уже завезены.
Такая неувязка существует во всем мире.
Может быть, помните снимки – несколько лет назад азиатский карп в озере Мичиган расплодился в неимоверном количестве.
Рыба весом 6–7 кг фактически запрыгивала в лодки.
Возвращаясь к нашим водоемам.
Любимый вопрос москвичей: где безопасно купаться?
В прошедшем году я плавал в Серебряном Бору, успел вступить в общество моржей.
Для меня холодная вода не преграда, а удовольствие.
А летний сезон мы традиционно открываем 15 мая.
Серебряный Бор – известное место, оно в разумах горожан по умолчанию считается самым незапятнанным.
А остальные? Не экологи определяют качество воды, в которой можно купаться.
У нас этим занимается санитарно-эпидемиологическое ведомство Геннадия Онищенко. В еженедельном режиме мониторят воду, ее хим и био состав, также песок, который в пляжных зонах обновляется.
В начале июня у нас будет 10–11 зон пляжных – берег Химкинского водохранилища, озера Белое, Черное, Святое и др. Москва-река ниже по течению Серебряного Бора по СанПиНам уже не пригодна для купания. В этом году департамент культуры нас хочет удивить – они планируют сделать временные бассейны для купания в собственных парках.
По этому пути, скорее всего, и пойдут огромные парки отдыха.
Мосводосток наращивает качество выбрасываемой воды, происходит реабилитация определенных водоемов. Но не желаю никого обнадеживать, что там можно будет купаться в ближайшее время.
С той поры, когда столица расширилась за счет «новой Москвы», работы вашему департаменту, естественно, прибавилось. Территория большая.
Но нам дали только 5 инспекторов. Для сравнения: в «старой Москве» работает 90 человек.
Появились новые трудности. Например, несанкционированные свалки отходов, скотомогильники.
И более 70 тыс. га зеленого фонда, который просит ухода и защиты.
Есть короед – вредитель, который точит и пилит деревья.
Есть трудности с регулированием численности животных, в том числе охотничьих видов. Охота на местности «новой Москвы» уже запрещена.
Животные всей области это ощутили и потому собираются на этом пятачке. Есть неувязка браконьерства, люди привыкли охотиться в этом лесу, а с 1 июля 2012 года – нельзя.
В список добавлю еще шум от авиатранспорта, который есть в 70% зоны «новой Москвы». Все другое, на мой взгляд, зависит от того, в какой концепции будет развиваться территория.
Нежели будем заниматься там обыкновенной щадящей застройкой, с сохранением природного баланса, мы разгрузим центр Москвы, где людям станет легче дышать. От моноцикличной системы развития города перейдем к полицикличной.
В Москве еще есть несколько 10-ов промзон в разной стадии реорганизации.
Какая, по вашему мнению, может быть примером правильного освоения?
Неплохой проект вышел на местности ЗИЛа.
Это – 1-ая ласточка.
Другие промзоны серьезно не проработаны.
А ЗИЛ показателен. Есть проект планировки, и ясно, что наши градостроители хотят здесь видеть.
Город должен создавать новые районы на местности тех промышленных зон, которые тяготеют к набережным Москва-реки, несмотря на то что вся наша набережная практически остается улично-дорожной сетью, что сложилось исторически. По Аква кодексу РФ, это нонсенс.
Мы живем с таким противоречием? Аква кодекс изменялся позднее.
То, что было до конфигураций, считается законным. Самое основное, что в промзонах создаются новые зеленые местности.
Общественные места, где по площади наиболее 40 процентов зелени.
Новые промзоны могут быть использованы под парки-заказники?
Федеральное законодательство говорит, что особо охраняемые местности (заповедники, заказники, национальные парки – есть четкая градация) регионального значения утверждаются регионом.
Но их не может быть на землях населенных пт. А Москва – на 100 процентов населенный пункт.
Имеющиеся ООПТ появились раньше, чем принят был закон о таких территориях. У нас нет заповедников и заказников в чистом виде.
Муниципальный парк в правильном понимании один – Лосиный Полуостров.
С учетом деяния урбанизированной части города его тоже нельзя называть нацпарком в федеральном смысле – это не озеро Байкал или часть тайги, где в отсутствие человека изучается живая природа.
Создавать новейшую ООПТ на месте помоек и руин нет смысла.
В Москве быть может защитить лесопарки, которые входили в состав города.
Не считая того, у нас переплетаются понятия ООПТ, памятники садово-паркового искусства и исторические объекты культурного наследия. Такой вот столичный симбиоз – природно-исторический парк.
Районы Капотня и Марьино соседствуют с столичным нефтеперерабатывающим заводом.
Еще лет 10 назад его обещали вывести с местности столицы. Это все слухи и домыслы.
Никогда официально никто заявления о переносе НПЗ не делал. Я изучал данный вопрос, когда еще работал в Росприроднадзоре (с 2006 по 2010 год).
Это объект федерального экологического контроля. Собственники завода не один раз изменялись.
С середины 90-х их было 5 или 6. НПЗ закрывает 50 процентов столичного рынка нефтепродуктов. Логистика мала, здесь есть базы, продуктопроводы, по которым бензин слету по трубе на базу отправляется, откуда и развозится бензовозами по АЗС.
Дискуссий было много, жалоб жителей – колоссальное количество. Лет пять-шесть назад появился новый собственник – «Газпромнефть».
Компания начала системную политику по модернизации и экологической реабилитации производства. 1-ый шаг заканчивается летом этого года, на него потратили более 30 млрд рублей.
И даже сделали замкнутый цикл, фактически что безотходное создание.
Реорганизуются уже имевшиеся хранилища отходов.
Поставили газоочистные установки, улавливающие неприятные запахи, в том числе на битумном производстве, при наливе нефтепродуктов.
С апреля 2012 года мы констатируем, что количество жалоб уменьшилось в разы.
Жулебино, Марьино, Капотня, Люблино, Печатники – раньше раз в недельку мы получали около 60 жалоб, а сейчас только две или три. Все наши датчики, которые контролируют НПЗ, часто путают выбросы завода с выбросами на МКАД.
Эта дорога вредит экологии прилегающих территорий больше, чем НПЗ. А в связи с запретом проезда большегрузного транспорта в дневное время суток?
Тем паче – участок меж Волгоградкой и Каширкой постоянно забит.
И даже аварийный выброс завода, который может делаться для стравливания давления, точно замерить нереально из-за МКАД. Он растворяется в выбросах транспорта.
Слава богу, мы, к слову, первыми в Рф, на 100 процентов перешли на Евро-4. Сейчас на АЗС города можно торговать топливом не ниже этого класса. Скоро и до Евро-5 дойдем.
Эта мера к концу текущего года, на наш взгляд, должна привести к тому, что улучшится состояние воздуха в целом.
Сейчас 1 млн тонн выбросов, и мы надеемся, что тысяч на 50 этот размер снизится. Способствуют этому и меры по замене городского автопарка.
Новые машины экологичнее и требуют такое же горючее.
Ваш служебный автомобиль – электромобиль Mitsubishi i? Miev? Такие машины вправду есть в парке департамента.
Когда представляется возможность, я на ней езжу. А еще есть 11 гибридов – Тоета Prius.
Но это такая капля в море.
Смешно говорить.
Но начало положено. В 2011 году совместно с МОЭСК, РЭА и Revolta была запущена госпрограмма по электромобилям.
Не так издавна в правительстве была высказана инициатива – снизить таможенные пошлины на ввоз электромобилей.
Москва обещала их владельцам бесплатную парковку. Тоже хороший стимул.
Парковка в центре будет дорожать, а парковочное место – уменьшаться.
Это такая, может, завуалированная мера, которая призвана ограничить заезд автотранспорта на центральную местность города. Пешеходы отвоевывают место, которое в середины 90-х у их забрали автомашины.
Меня это развлекает.
Улица Тверская становится зеленее.
В летний период мы высаживаем там липы.
Питомники выполнили свое обещание – деревья зацвели к 15 мая. В тубах сейчас 64 липы.
Еще есть три вида кустарников, бересклет дерен и спирея. Красного, белого и голубовато-синего цвета – как триколор.
Зимой будем выставлять туи и частично ели – большей высоты, нежели в этом году. Экзотику не завозите?
Я, естественно, не о пальмах в центре города. Москвичи привыкли к липам, которые тут появились в 1947 году.
Нежели какие-то деревья и могут расти в аспектах Тверской, то это непосредственно липы.
Еще, естественно, тополь, но он неудобен, хотя и полезен для городской среды как лучший природный фильтр. Вообще город у нас считается незапятнанным исходя из убеждений зрительного восприятия.
Он стал чище, чем был, скажем, 5 лет назад. Я недавно был в Риме – там грязно, едешь в аэропорт, на газонах навалом мусор.
Несмотря на то что это столица Италии.
А Неаполь?
У нас система вывоза мусора отработана, выстрадана годами. Другой вопрос, что необходимо создавать еще мусороперерабатывающие комбинаты.
Их не хватает на местности Подмосковья.
Это наша совместная боль с Столичной областью. Нужно совместно разрабатывать систему переработки отходов.
Мы понимаем, что перерабатывать их в городе не можем. Есть три мусоросжигательных завода.
Жители сильно протестуют. Они же справедливо протестуют?
Или при современных системах очистки и фильтрах такие фабрики в черте города могут стать нормой? Сравните с европейскими городами: в центре Бонна и Парижа есть такие предприятиях.
У их нет труб, они смотрятся как обыденные административные строения, куда время от времени ныряют мусоровозы. Нет противного запаха.
Трубы вызывают негативные эмоции, а индустриальная картина – раздражение.
Нежели ее убрать и людям объяснить, что объект полезен для всех, в том числе для природы, также дает тепло, все будет смотреться по другому.
Мы же сэкономим природные ресурсы – газ, нефть, уголь. Просто это необходимо объяснять.
А куда, скажем, выкидывать использованные батарейки?
Меняется законодательство.
В недрах Госдумы уже проходит изменение в законодательствах о отходах, где будет предусмотрена ответственность производителя за утилизацию отработанной продукции.
Производитель с его миллионной партией батареек должен позаботиться о том, что в столице необходимы мощности по их утилизации.
Понятно, что батарейки, ртутные лампы и батареи необходимо собирать и утилизировать раздельно.
Но, до того как вводить систему запретов-штрафов, жителям следует показать, куда эту батарейку нести. Пока не создана система сбора, нет смысла что-то заставлять делать.
Я говорю о том, что человек выполняет свой сознательный экологический долг. Он выносит три пакета с отсортированным мусором на улицу в разные контейнеры, будучи уверен в том, что помогает сам себе и стране.
Пластмассовая бутылка – не мусор, а вторсырье. Кстати, я за то, чтобы мусоропровод в жилых домах был заварен.
Он не способствует оздоровлению климата – это рассадник паразитов и источник мерзкого запаха.
И считаю, что люди на 70 процентов готовы к раздельному сбору мусора.
А фандоматы у нас не прижились. Основной враг фандоматов – бомж.
Это целый бизнес на вторсырье, с которым эти жители города непревзойденно знакомы. Они нередко и разламывали эти автоматы.
Думаю, в ближайшее время покажется концепция раздельного сбора мусора.
Чтобы человек правильно знал: раз в неделю – условно – во дворе в удобное время будет стоять машина и собирать батарейки и лампы. Кстати, медикаменты тоже нельзя выбрасывать в общую кучу.
Это незапятнанная химия. Есть еще одна престижная экотема – биоразлагаемые пакеты, которые стоят чуть дороже обыденных, «пятисотлетних».
Пластик был придуман около 100 лет назад, поэтому цифра в 500 лет – от лукавого.
Химики все еще точно не знают, сколько лет разлагается пластик. Еще не прошло контрольное время, когда бы он разложился.
Но экологичная упаковка уже появилась во практически всех торговых сетях и к грозному удорожанию покупок она не приводит.
Нужно покупателям предоставлять выбор, какой упаковкой воспользоваться. С одной стороны, жители города хотят широкие магистрали и развитую дорожную сеть, с другой – протестуют против вырубки деревьев для их расширения.
Как быть в таком случае? Объяснять им, что то же расширение улично-дорожной сети, традиционно, делается и по советам экологов, а не только градостроителей.
Мы избавляемся от загрязняющих город пробок.
Основная неувязка столицы – кто бы что ни говорил – это не количество зеленых насаждений на душу населения (а наш город по этому показателю занимает практически 1-ое место среди больших городов, чем стоит гордиться).
Основная неувязка города – это автотранспорт, который загрязняет воздух. Можно все дороги перенести на Марс, но ездить по ним никто не будет.
Огромные города Европы пережили бум дорожного стройки среди 60–70-х. Мы на 20 лет отстали и сейчас исправляем свои ошибки. У нас есть экспертный совет, куда входят ландшафтные дизайнеры, проводятся общественные слушания.
Ну и сроки стройки дорожных развязок сейчас существенно сокращены – это совсем не прежние пять-десять лет.