Сергей Геннадьевич, в уходящем году вы официально возглавили...

— Сергей Геннадьевич, в уходящем году вы официально возглавили Институт Дальнего Востока РАН. Каким вы видите будущее института, которому сами дали много лет? Будете сохранять традиции и стоять за преемственность научных поколений или начнете кардинальные перемены?
— Мое избрание директором института по времени совпало с нелегкой очередной полосой реформирования Российской академии наук, когда президиум РАН фактически утратил часть собственных способностей, а все ключевые валютные и административные рычаги перешли к Федеральному агентству научных организаций в ранге министерства — ФАНО. Это большая бюрократическая организация.
Понятно, что это в основном чиновники, не имевшие дел с академической наукой. Реформа поначалу затронула около 900 научных институтов и центров (на данный момент их число сократилось приблизительно до 600) от Владивостока до Калининграда и почти полмиллиона ученых и технических служащих от 25 до 50 лет — химиков, физиков, биологов, историков, философов, обществоведов.
Это интеллект Рф, ее основная ценность. Мне постоянно приходится подробно объяснять чиновникам, что такое Институт Дальнего Востока, для чего же он нужен, почему он не во Владивостоке, а в Москве и т. д. Институт Дальнего Востока — наибольший не только в Рф, ну и в мире из всех, которые занимаются комплексными исследованиями Китая.
Он уникален и имеет 50-летнюю историю, потому что был образован в структуре тогда еще советской Академии в сентябре 1966 года. Тогда выяснилось, что в Российском Союзе нет комплексной экспертно-аналитической структуры, которая бы знала Китай изнутри, кропотливо, по всем направлениям.
Для этого и был создан научный центр.
В постановлении было записано: «Создать институт, который будет заниматься комплексным исследованием Китая, в открытой печати именовать Институтом Дальнего Востока». На самом деле институт был жестко нацелен на исследование именно Китая.
Со временем не совсем логичное название успело стать научным брендом мирового уровня, поменять который уже отсутствовало смысла. В 1991 году мы стали открытым институтом, частью Российской академии.
Китайское направление, естественно, осталось для нас основным, но в рамках ИДВ появилось еще около 10-ка научных центров — например, корейский, японский, центры АСЕАН, Вьетнама, ШОС, сохранности в Северо-Восточной Азии и т. д. Кадровый костяк ИДВ был сформирован и пополнялся профессиональными учеными — китаеведами, бывшими дипломатами, разведчиками, военными, журналистами — иными словами людьми, которые долгое время работали в Китае и непревзойденно знали страну и как минимум китайский и английский языки. Других таких центров по исследованию Китая (ни по качеству работы, ни по количеству работающих в нем именитых ученых) нет.
Даже в Америке подобные институты насчитывают всего 5–6 штатных служащих, остальные — приглашенные доктора.
— Российское руководство назвало ценностью своей политики во всем XXI веке «поворот на Восток». У нас на данный момент есть целое министерство — Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, которое занимается воплощением масштабных задач в этом направлении.
Как часто к помощи ваших экспертов в связи с этим обращаются чиновники этого министерства?
— Достаточно время от времени.
Они работают, на мой взгляд, чисто бюрократически, занимаясь в основном подъемом российских дальневосточных регионов, вопросы о международных контактах возникают лишь постольку-поскольку. Мы им нужны, когда речь идет о приграничной торговле или инвестиционных проектах с ролью иностранных инвестиций, которых, к сожалению, на Дальнем Востоке пока не настолько не мало.
С Министерством по развитию Дальнего Востока отношений и постоянных контактов пока не сложилось.
Но мы надеемся на изменение ситуации. С полпредством президента в ДФО, которое возглавляет Юрий Трутнев, контакты более плотные и осмысленные, но мы бы тоже могли оказывать еще более серьезную аналитическую поддержку во всем, что касается взаимоотношений со странами АТР, и поначалу Китаем.
Возможно, молодое министерство до конца не понимает, какими мощными аналитическими ресурсами располагает ИДВ РАН. У нас собраны сведения фактически по каждому району КНР и других стран АТР.
— А обращаются ли к вам представители огромного бизнеса, заинтригованные в совместных проектах с восточноазиатскими партнерами?
— Как раз в этом я вижу веяние нового времени. В советские времена таких экономических мегазапросов не возникало вообще.
Сейчас мы время от времени готовим исследования для ряда огромных компаний, среди которых «Норникель», «Роснефть» и др. В рамках ИДВ РАН создаются разовые под определенный проект мобильные группы специалистов из разных центров, которые могут быстро выполнить задачу и приготовить сложный по контенту, но оперативный и четкий информационный материал на 30–40 листов с приложениями, персонификацией и всем, что требуется бизнесу или дипломатическому представительству. Кстати, аналитический проект по Китаю, о котором я говорил, удалось приготовить менее чем за месяц.
На сегодня контакты с большими компаниями в подобном формате стали для института новым направлением.
— После визитов Владимира Путина в Китай и Японию можно ожидать, что контакты с этими странами активизируются по всем направлениям. Что мешает развивать такие контакты более интенсивно?
— Да, наши $60 млрд товарооборота с Китаем — это очень некординально, они не отражают реальных укрытых ресурсов.
Мы идем медлительно и фактически тащимся в хвосте по сравнению с другими странами, которые более активно торгуют и сотрудничают с КНР. Нравится это нам или нет, но сегодняшний уровень товарооборота с Китаем не чрезвычайно высокая активность партнеров соединены с объективными обстоятельствами.
Наши экономические модели, сложившиеся за последние 30 лет, абсолютно асимметричны: по своему совокупному экономическому потенциалу Россия составляет приблизительно четверть, а то и пятую часть от Китая. Мы, к счастью, не сдаем позиции в военно-техническом сотрудничестве и атомной энергетике, но в целом наш экспорт по большей части пока не высокотехнологичный, а сырьевой.
Когда речь идет о интенсификации российско-китайских связей, то выясняется, что по большому счету нам нечего предложить КНР, не считая сырья.
Только с США Китай торгует на $600 млрд, причем с положительным сальдо в $320 млрд. Как ни крути, но Китай — 2-ая экономика в мире после США, он уже обогнал Японию.
Геополитическое соперничество Китая и Америки продлится еще десятилетия, невзирая на их экономическую взаимозависимость.
Для нас такое государство-гигант, как Китай, с которым у нас 5 тыс.
км общей границы, ни в коем случае не должно становиться врагом.
Добавлю, что Китай, развиваясь и поднимаясь, несколько «поджимает» примыкающие страны: Индию, Вьетнам, Японию.
Россия — единственная страна, равная Китаю по собственному статусу, поэтому наши экономические интересы могут не совпадать.
Стратегически соединены наши страны к тому же потому, что им обоим выгодно было обустроить Евразию без роли США. Данной задаче служат самые разные проекты — через ШОС, через сопряжение «Экономического пояса Шелкового пути» и Евразийского экономического союза и др. — На одной из конференций вы назвали «Экономический пояс Шелкового пути» большущим шкафом, который со временем заполнится проектами, но пока стоит полупустой.
А сколько полок в этом шкафу отведено для Рф? — Полочка малая, и она не стопроцентно нам годится. «Экономический пояс Шелкового пути» в классическом варианте, который уже утвержден в Китае, большей частью идет через Казахстан, минуя российский Дальний Восток и Сибирь, а позже слету выходит в Зауралье, западную часть Рф, к скоростной металлической дороге Казань — Москва.
Иными словами значительная часть нашей территории от этого проекта отсекается, и вместо длинной полки мы получаем только самый ее краешек, приблизительно треть.
Это означает, что Транссиб будет испытывать все большие трудности и умеренно приходить в запустение.
Поэтому мы пытаемся диверсифицировать свое участие в «Шелковом пути», подтягивая к нему монгольский проект «Степной путь», создаем треугольник Россия — Монголия — Китай, чтобы восполнить затухающую часть Транссиба.
С «Шелковым путем» все очень непросто, есть масса еще непроработанных моментов, например вопросы сохранности и защиты от террористов всех мастей, о чем китайцы пока говорят чрезвычайно неохотно. Но в любом случае у Рф есть здесь отчетливый интерес, чего же же не скажешь о транспортном коридоре, который назвали «Морским Шелковым путем» — он нас не касается на сто процентов.
— В одном из интервью вы назвали отношение Китая к России «позицией дружественного нейтралитета».
Есть ли шанс, что КНР окажет нам более существенную поддержку в украинском вопросе, признает Крым? — Теоретически это быть может, но китайцы никогда ничего не делают просто так.
Предположим, они готовы были бы признать Крым, но взамен Россия, по их мнению, должна официально поддержать КНР в спорах с Вьетнамом по островам Спратли, с Японией — по островам Дяоюйдао и далее по списку есть еще 5–6 стран. Мы принципиально в эти споры не вмешивались, равно как и Китай остался в стороне от нашего спора с Японией по поводу Курил.
В этом смысле за Крым пришлось бы заплатить дипломатически несоразмерную стоимость.
Не считая того, Китай не желал бы ссориться с США и Евросоюзом из-за российско-украинских вопросов, потому что особой выгоды в этом не видит. С Украиной у КНР дела тоже обыденные, что не мешает китайцам участвовать в совместных предприятиях с Россией, которые строят мост через Керченский пролив.
При всем этом повсевременно существует черта, которую в отношениях с Китаем нам переходить нельзя: даже нежели установить с ним официальные союзнические отношения, Поднебесная во практически всех вещах все равно не захочит связывать себе руки.
Точно так же у Рф должна быть свобода маневра на всех направлениях: южнокорейском, японском, вьетнамском и т. д.. Нежели не считая поддержки Китая у нас не будет остальных козырей, этот единственный козырь непременно окажется бит, и позднее мы станем постоянно проигрывать. — Есть ли сейчас на похожих других направлениях в индивидуальности выгодные для нас проекты?
— Перспективы нашего стратегического партнерства были определены в новой Концепции внешной политики РФ, утвержденной президентом 30 ноября 2016 года и на следующий день вступившей в силу.
Не знаю, обратили ли вы внимание на то, в каком порядке были перечислены страны, представляющие для Рф больший интерес.
В разделе «Азиатские страны» на первом месте стоит, естественно, Китай, а какая страна, по-вашему, названа 2-ой? Индия.
На 3-ем месте — Монголия, и только после их идет Япония. Впрямую о «приоритетах» не говорится, но в таких документах перечисление, нежели оно не в алфавитном порядке, повсевременно многозначительно.
— А в чем сейчас заключаются взаимные интересы Рф и Монголии, Кореи, Вьетнама?
— В российские времена бытовала поговорка «курица не птица, Монголия не заграница». Ее считали чуть ли не шестнадцатой непризнанной республикой СССР, но эта эпоха ушла безвозвратно.
Мы хотим работать в Монголии на многочисленных месторождениях, открытых еще русскими геологами, но, оказывается, то же самое делают и огромные японские компании.
Нам необходимо на общих основаниях участвовать в тендерах, входить в консорциумы, приспосабливаться к новым условиям рынка.
Мы это умеренно научились делать. Монголия — страна для нас по-прежнему достаточно привлекательная.
В российское время там разведали более 50 стратегически важных месторождений — например, Таван-Толгой и Ую-Толгой в южной части страны входят в первую тройку глобальных залежей каменного угля, который можно добывать дешевым открытым способом. Там же присутствует весь спектр металлов — медь, никель, олово, серебро, урановые руды и т. д., и их разработка только начинается.
В свою очередь, во взаимоотношениях с Южной Кореей и КНДР нам постоянно приходится балансировать, соблюдая некий паритет.
В любом случае приходится учитывать, что режим Ким Чен Ына легален и признан на уровне ООН, как бы мы к нему ни относились.
Эта страна имеет ядерное орудие, нравится нам такая ситуация или нет.
При всем этом в Южной Корее развертываются системы ПРО и новая американская военная база.
Мы критикуем ядерный статус КНДР, нам не нравится военная база в Южной Корее, но мы не способен убрать ни то, ни другое. Нежели в данной шахматной партии ситуация патовая — значит, необходимо перейти на другую доску и играть российско-южнокорейскую партию там.
Что же касается Вьетнама, то с ним у нас есть противоречия — например, по поводу базы Камрань или стройки АЭС, зато сохраняется та основа, которая была заложена еще в российское время: общие интересы в сфере нефтегазодобычи на шельфе. «Вьетсовпетро» — мощная система совместных компаний, которые сохранились и на сто процентов работоспособны.
2-ая «зацепка» — база Камрань, которая была в свое время для СССР океанским военно-ядерным узлом, где базировались стратегические атомные подлодки и крейсеры всех типов. Покидать эту базу было ошибкой, но сейчас мы туда возвращаемся, пусть и малым флотом.
В стратегическом плане российско-вьетнамские отношения подвергаются громоздкому давлению Китая, у которого десять последних лет идет с Вьетнамом спор за острова.
Каждый пробует перетянуть Москву на свою сторону. В некий момент возникла особо острая ситуация вокруг нефтяной вышки, которую китайцы завели во вьетнамские территориальные воды на плавучем понтоне.
За шаг до настоящей войны конфликт все же уладили, но стало совершенно ясно: есть красная черта, которую переходить нельзя.
Россия в любом случае будет занимать нейтральную позицию и стремиться к мирному урегулированию двустороннего спора 2-ух других стран в роли влиятельного и авторитетного арбитра, но вмешиваться в эти конфликты не станет точно.
Во время нынешнего срока президентства Владимира Путина Россия в геополитическом смысле возвратилась на Восток.
Кстати, не без гордости должен узреть: такой расклад сил я, как эксперт, предсказал еще в 2006 году, когда опубликовал книгу «Восточная политика Путина. Возвращение Рф на Большой Восток».
Меня тогда очень ругали за идеи «имперского возрождения» и т. д., череду «бархатных революций» я предугадать тогда не мог, однако ощутил некую тенденцию к тому, что мы смотрим сейчас, о чем и написал в своей книге. — Во время недавнего визита Владимира Путина в Японию вы были нарасхват как эксперт.
Не буду повторять многократно данные вопросы о определенных соглашениях. Спрошу лишь о том, что вам в итогах визита кажется особенно символичным?
— У всех заявлений, которые делали в процессе этого визита первые лица Рф и Стране восходящего солнца, всегда чувствовался мощный подтекст. Соглашение о совместном хозяйственном освоении Курильских островов в правильно обозначенных сферах хозяйства — это 1-ый шаг к подготовке в предстоящем большого мирного договора.
Но особенно принципиально то, что обе стороны смогли уйти от «сакральной» темы о спорных островах, которой ни один японский политик не может коснуться без риска для своей карьеры.
Путин и Абэ «священную» делему опустили на нашу грешную землю, спокойно договорившись о деталях совместного освоения. При всем этом ушли от чокнутой идеи совместной юрисдикции такового процесса, которую сначала предлагала японская сторона: юриспунденуия остается российской, хотя японцы на островах проживать могут.
Но Путин слету жестко закрыл возможности для всех интерпретаций собственных слов, заявив: «У нас вообще нет территориальной проблемы». — Вопрос скорее психологический, чем страноведческий: в чем разница меж японцами и китайцами, когда они выступают в роли наших партнеров?
— Обитатели страны восходящего солнца в принципе намного сложнее китайцев, они смотрят как бы через тебя, даже нежели улыбаются и совершают церемониальные поклоны. Они в душе самураи, дети бога, и им не чрезвычайно принципиально, что думают какие-то люди, не принадлежащие к божественной цивилизации.
А китайцы глядят вовнутрь тебя, в душу тебе залезают и выворачивают тебе все мозги, чтобы разложить твои мысли до последней понятной точки. Тяжело и с теми, и с другими, просто с ними в любом случае необходимо уметь говорить и приходить к компромиссам.
Городским деятелям здесь сложнее, они скованы массой условностей и протоколов. Мы, скромные спецы, более свободны в собственных высказываниях и прогнозах, но работаем в любом случае на общие цели.