Совершенно естественно, что меж субъектами Российской Федерации...

Совершенно естественно, что меж субъектами Российской Федерации идет конкурентнсть за первенство - по темпам развития, по скорости решения соц заморочек, по привлечению инвестиций и высококвалифицированных экспертов. В данной гонке побкдители получают поддержку из федерального бюджета, стают более инвестиционно привлекательными и добиваются более высокого уровня жизни.
Федеральный центр уделяет особое внимание объединяющимся субъектам федерации, которые, ликвидируя внутренние административные границы, демонстрируют способность отрешиться от устаревших схем городского управления, решать сложные социально-экономические задачи и сформировывать пригодный инвестиционный климат. Среди их - Пермский и Красноярский края и Камчатская область, уже начавшие процесс объединения с автономными округами и получившие как финансовую помощь из федерального бюджета, так и городские гарантии инвесторам, собирающимся вкладывать средства в развитие экономики.
Сейчас в этот ряд становится и Иркутская область. Остановка на старте В последние месяцы внимание федеральной власти приковано к Иркутской области.
Это разумно: в 60-80-е годы XX века Приангарье было одним из наиболее динамично развивающихся регионов Российского Союза, в котором создавалась мощная база для индустриализации всего Востока Рф. После крушения российской системы хозяйствования регион оказался на обочине развития. Перенос добывающих и перерабатывающих отраслей на восток тормознул как раз в Иркутской области, превосходные проекты освоения природных богатств так и остались неосуществленными.
Борьба меж различными группировками приангарской элиты, выделение принципиальной сельскохоз.
местности области - Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - в самостоятельный субъект федерации, нехорошие пробы слиться - все это мешало развитию экономики и социальной сферы, отпугивало инвесторов.
Тем паче большой потенциал Приангарья, в расчете на который строились Иркутская, Братская, Усть-Илимская ГЭС, БАМ, алюминиевые и целлюлозные фабрики, сохранился. Несмотря на многолетнюю стагнацию, регион продолжает вносить весомый вклад в экономику страны.
По размеру производства область занимает 13-е место в Рф. Приангарье производит 85% общероссийского размера слюды, 53% синтетических смол и пластмасс, 50% азотных удобрений и каустической соды, более трети алюминия, 30% целлюлозы, 10% золота, 9% нефтепродуктов, 7% электроэнергии, 6% угля, 5% металлической руды. Крупнейшие в Рф энергоресурсы делают условия для развития энергоемких производств, поначалу алюминиевой промышленности.
Ангарский каскад ГЭС (Иркутская, Братская и Усть-Илимская) - ранее времени крупнейший и самый действующий в мире.
Базу экономики Иркутской области составляют сырьевые отрасли и первичная переработка сырья. Промышленность региона относительно диверсифицирована: есть машиностроение и металлообработка, непревзойденно развита хим ветвь, аграрный сектор Усть-Ордынского Бурятского автономного округа имеет большой потенциал для развития.
При всем этом по величине валового регионального продукта на душу населения Иркутская область занимает только 23-е место. В последние годы мы фактически в два раза отставали по темпам экономического роста от среднероссийских черт.
В 2005 г. ситуация несколько улучшилась: ВРП области вырос на 4,5%, но отставание все еще значительно - в прошедшем году ВВП страны повысился на 5,8%. Основная причина низких темпов экономического развития Иркутской области - недостающий приток инвестиций. В настоящее время размер инвестиций в основной капитал на душу населения в Иркутской области ниже среднероссийского уровня в 1,7 раза.
В 2005 г. по этому показателю регион находился на 9-м месте в Сибирском федеральном окружении. Поэтому намеченные еще в российские времена проекты освоения природных богатств региона - освоение Ковыктинского, других газоконденсатных и Верхнечонского нефтяного месторождений, разработка крупнейшей в Рф золотоносной провинции Сухой Лог - пока не начали осуществляться.
По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", по инвестиционной привлекательности Иркутская область находится на 17-м месте, по инвестиционному риску - на 53-м. Высокие инвестиционные угрозы соединены с недостатками регионального закона, неуввязками криминального и экологического характера, низкой активностью корпоративного, регионального и городского менеджмента, институциональных инвесторов и коммерческих банков.
Стратегия развития Основная цель стратегии социально-экономического развития области - перевести ее в разряд опорных регионов Рф, обеспечить повышение характеристики жизни населения и устойчивый экономический рост. Ни то, ни другое нереально без обеспечения стабильного притока инвестиций в экономику.
Для нашего региона речь идет не просто о увеличении притока инвестиций, а о активной инвестиционной политике нового объединенного субъекта федерации, о кардинальном прорыве в привлечении инвестиций.
Как уже отмечалось, отставание Иркутской области по темпам экономического роста соединено не с отсутствием потенциала роста, а с его нереализованностью.
При всем этом имеется целый ряд преимуществ, которые должны позволить в корне поменять ситуацию и перевоплотить Приангарье в победителя экономического и публичного развития Восточной Сибири, в опорный регион обеспечения стратегических интересов Рф в Азии в целом. Развитие области согласно программе социально-экономического развития будет проходить по следующим основным направлениям: освоение природно-ресурсного потенциала, развитие инновационных проектов, включая агропромышленный комплекс, и формирование современного туристско-рекреационного комплекса.
Самыми масштабными являются, естественно, освоение Ковыктинского газоконденсатного и Верхнечонского нефтяного месторождений с последующей переработкой нефти и газа на предприятиях области и экспортом. На нашей местности должен начаться нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан", который свяжет месторождения Восточной Сибири и Якутии с портовыми терминалами на Тихом океане.
Малые месторождения газа будут употребляться для местных нужд, сельского хозяйства и других отраслей.
Не считая притока валюты, это создаст условия для развития нашей хим промышленности. Развитие трубопроводного транспорта превратит Приангарье в основной центр для новейших инфраструктурных проектов, связанных с экспортом российской нефти и газа.
Освоение нефтяных ресурсов области - это фактически $4,5 млрд инвестиций в течение 2006-2008 гг., более 10 тыс. рабочих мест и увеличение доходов регионального бюджета приблизительно на $20 млн в год.
В газодобычу и газопереработку в общей трудности планируется инвестировать $4,5 млрд.
Очередной масштабный проект - строительство алюминиевого завода в Тайшете, намеченное на 2006-2009 гг. Его мощность будет составлять от 300 до 600 тысяч тонн алюминия в год, что с учетом реконструкции работающих заводов прирастит создание алюминия в регионе в полтора раза. Разработка месторождения Сухой Лог выведет Иркутскую область в побкдители золотодобычи.
Освоение Сухого Лога даст весомый импульс развития не только Бодайбинскому району, где оно расположено, ну и Иркутской области в целом.
В северных районах области необходимо серьезно расширить геологоразведку: сейчас разведано наименее 10% природных запасов Северного Приангарья.
По размерам лесных массивов Иркутская область занимает 1-ое место в Рф, на ее долю приходится 11,5% лесных запасов страны. При всем этом степень переработки древесины в области ниже, чем в среднем во практически всех других "лесных" регионах Рф. Инвестиционные проекты в лесной отрасли предугадывают увеличение глубины переработки, создание новейших мощностей на лесоперерабатывающих заводах Усть-Илимска и Братска, перепрофилирование Байкальского ЦБК и строительство 26 новейших компаний.
Наиболее огромным проектом в данной области является строительство нового целлюлозного завода компанией "Илим Палп Энтерпрайз".
Инвестиции в этот проект составят от $250 млн до $500 млн.
Освоение природных ресурсов даст импульс экономике региона, но ее устойчивое развитие нереально на базе только сырьевых секторов. Поэтому вторым стратегически принципиальным направлением должно стать становление инновационной экономики.
Условия для этого есть.
Иркутская область располагает достаточно огромным машиностроительным комплексом, флагманом которого является авиационный завод, также мощным научно-образовательным потенциалом, который является одним из наилучших в Сибири.
Создание аспект для инновационной деятельности разрешит освоить создание новейших наукоемких видов продукции для нужд компаний сырьевого сектора (электроэнергетики, нефтепереработки, цветной металлургии). Одним из наиболее перспективных направлений развития области является развитие туризма.
Уже на данный момент Иркутская область занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по посещаемости туристами: в 2005 году к нам приехали 396 тысяч человек. Каждый год поток туристов растет на 30-50%. Необходимо комплексное развитие инфраструктуры туризма на Байкале, естественно, при строжайшем экологическом контроле.
Для этого разрабатывается проект сотворения "Рекреационной зоны Байкальской природной местности". В рамках данной госпрограммы федеральный центр готов выделить до 6 млрд рублей.
Руководство берет на себя создание инфраструктуры: дорог, причалов, вертолетных площадок, аэропортов.
Остальное - гостиницы, питание, транспорт - должен обеспечить бизнес. Предусмотрено также развитие спортивного туризма, а конкретно, строительство горнолыжных трасс.
Общественная сумма инвестиций составит более 30 млрд рублей.
Реализация госпрограммы по развитию туризма на Байкале разрешит к 2010 году прирастить поток туристов до 1 млн человек в год.
Таким образом, туризм может уже в ближайшие годы стать одной из самых доходных отраслей иркутской экономики.
Нельзя обойти вниманием и инвестиции в экологию области: не только Байкальская зона, ну и промышленные города, поначалу Шелехов, Братск, Ангарск, Усолье-Сибирское, нуждаются в улучшении экологической обстановки.
На экологические госпрограммы будут выделяться экономные средства, участвовать в их осуществлении готов и большой бизнес.
Развитие перспективных секторов экономики Иркутской области просит усилий со стороны страны - как региональных, так и федеральных органов власти. К огорчению, приходится констатировать, что федеральные министерства далеко не повсевременно выполняют свои обязательства перед регионами.
В данной связи администрации области, депутатам федерального и регионального уровня необходимо проявлять настойчивость в решении поставленных задач. Суммарный размер инвестиций в утвержденные инвестиционные проекты на местности объединенной области - $9,18 млрд.
Это означает, что в экономику региона будет дополнительно вкладываться более $1,8 млрд раз в год, что в два с лишним раза больше, чем в 2004-2005 гг. В итоге реализации огромных инвестиционных проектов, сотворения новейших мощностей в металлургии, лесопромышленном комплексе, стройке и туристической сфере покажется от 140 до 150 тысяч новейших рабочих мест. Налоговые поступления в бюджет объединенного региона к 2010 г. возрастут на 25-30%. В итоге Иркутская область перейдет из разряда дотационных территорий в регионы-доноры.
Воплощение планов грядущего развития уже в 2011-2015 гг. должно перевоплотить Приангарье в регион - локомотив Восточной Сибири.
Общее дело страны и бизнеса Развитие Приангарья, перевоплощение его в опорный регион Рф - общее дело, в котором в равной степени заинтересованы федеральная, местная власть и предпринимательские структуры.
При реализации огромных инвестиционных проектов, основным механизмом реализации стратегии становится партнерство страны, региональных властей и бизнес-сообщества.
Власть обеспечивает бизнесу комфортные условия для работы - улучшает законодательство, вносит средства в развитие инфраструктуры, решает социальные трудности, дает гарантии компаниям, вкладывающим средства в общественно принципиальные проекты. Бизнес инвестирует поначалу те проекты, которые имеют значение не только для получения прибыли, ну и для развития региона.
В итоге в выигрыше оказываются все, и поначалу население, получающее доп рабочие места и общее улучшение социальной ситуации.
Развитие частно-государственного партнерства в Иркутской области имеет грозные перспективы. Крупнейшими работодателями и налогоплательщиками являются ОАО "Российские железные дороги", "Газпром" и "Роснефть".
Работают и огромные личные компании - "Русский алюминий", СУАЛ, СУЭК, "Полюс", "Илим Палп Энтерпрайз", "Континенталь Менеджмент", "Мечел", ТНК-ВР. Региональная власть желает поддерживать рабочие дела со всеми бизнес-группами, совместно с ними разрабатывать и реализовывать экономические проекты.
В свою очередь предприниматели должны учитывать интересы населения региона и стратегические направления развития Приангарья. Уже есть хорошие примеры такового партнерства.
Например, городская компания "Роснефть" и личная ТНК-ВР сотрудничают в разработке Верхнечонского месторождения.
Проекты газификации области, выставленные компаниями "Газпром" и ТНК-ВР, - броский пример частно-государственного партнерства.
Есть и компании, совладельцами которых являются руководство и личный бизнес. Пример - "Иркутскэнерго", одна из ведущих компаний региона.
Частно-государственное партнерство разрешит развивать социальную ответственность бизнеса через согласование региональных и бизнес-интересов. В нашей области это в индивидуальности принципиально в связи с неуввязками развития депрессивных территорий, а конкретно "угольных" городов и районов.
Не так издавна подписано соглашение меж областной администрацией и компанией СУЭК о ее участии в развитии социальной сферы населенных пт Черемховского угольного бассейна. Согласование интересов властей и бизнес-групп разрешит избежать негативных соц последствий, связанных с конфигурацией экономической конъюнктуры, заранее сделать антикризисные и компенсационные госпрограммы.
Большущее значение для области будет иметь будущая газификация: она резко сделает лучше качество жизни людей, обеспечит экологическую сохранность населенных пт, даст толчок к развитию хим промышленности. Очень принципиально также развитие строительного комплекса: госпрограмма "Доступное жилье", обширное внедрение ипотеки разрешит существенно расширить мощности строй компаний области.
Особое значение имеет тот факт, что стройкомплекс будет использовать запасы высококачественных строй материалов, имеющиеся на местности Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Таким образом, Иркутская область станет одним из регионов, в котором обкатывается новая стратегия регионального развития, основанная на партнерстве городских структур и личного бизнеса.
Мы убеждены, что в ближайшие годы наш опыт будет нужен и в других регионах страны. Объединение как гарантия развития Реализация стратегии социально-экономического развития Приангарья будет происходить в объединенном регионе.
Объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа практически неизбежно: Усть-Ордынский Бурятский АО - один из главных сельскохоз. районов Прибайкалья - находится "внутри" Иркутской области в определенной близости от основных экономических центров региона - Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского.
Его потенциал развития как сельскохозяйственного центра региона не употребляется на сто процентов, в то время как крупная часть продовольствия в Иркутск и другие города области импортируется.
Предпосылки сложившейся ситуации - недостаток инвестиций в ветвь и наличие административных барьеров.
Развитие вертикально-интегрированных холдингов в АПК может способствовать развитию отрасли в обоих регионах, снижению зависимости Иркутской области от импорта продовольствия. Другим сектором экономики, на развитии которого может позитивно сказаться снятие административных барьеров, является топливно-энергетический комплекс.
В планах развития региона - совместная госпрограмма газификации Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Не считая того, угольный бассейн на юге Иркутской области занимает и часть местности Усть-Ордынского Бурятского АО, что просит проведения единой политики в сфере недропользования.
Главными преимуществами объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО для обоих регионов является создание "прозрачной" системы управления регионом и, как следствие, снижение управленческих расходов. Слом административно-территориальных барьеров меж 2-мя субъектами федерации даст доп импульс развитию объединенного Приангарья.
Сложносоставные субъекты федерации не предусмотрены мировым опытом федерализма, они оказались русским "изобретением" периода полураспада страны.
За прошедшие годы стала очевидной чрезвычайно низкая финансовая, соц и управленческая эффективность.
Она разъясняется большими издержками, связанными с бюрократическими согласованиями и межведомственными противоречиями. Ситуация, когда в границах 1-го субъекта федерации находится другой - с схожими органами власти и фактически такими же способностями, противоречит здравому смыслу.
Объединение регионов и выход Иркутской области из категории сложносоставных субъектов федерации разрешают снять административные и бюрократические трудности, начать административную реформу и устранить дублирование функций в городских органах власти.
Больший эффект от роста характеристики управления будет в социальной сфере Иркутской области.
При незначимых размерах Усть-Ордынского Бурятского автономного округа единство социальной инфраструктуры (в индивидуальности в образовании и здравоохранении) неизбежно, и объединение регионов разрешит повысить качество управления социальной сферой при снижении управленческих расходов. Ускоренное развитие экономики Прибайкалья, улучшение ситуации в социальной сфере - все это имеет целью повышение характеристики жизни населения.
Ради этого должны совместно трудиться работники администрации области, депутаты Законодательного собрания, представители местного самоуправления, бизнес-структуры, активисты политических партий, широкая общественность региона.
Вместе мы обязательно достигнем поставленных целей.