Столичный фестиваль Фотобиеннале2008 стартовал на пары площадках...

Столичный фестиваль "Фотобиеннале-2008" стартовал на пары площадках городка. Выставки раскрылись в "Манеже", в ГУМе, на "Винзаводе" - и это только начало.
О том, что братья Люмьер изобрели синематограф, понятно всем.
Еще пореже вспоминают, что им принадлежит авторство на автохром - технологический процесс, позволявший получать цветные фото.
Подобные автохромы столетней давности покажут на выставке "Братья Люмьер: ранешний цвет", которая раскроется в "Новеньком Манеже" в самом начале апреля.
А какими еще методами в различные времена пробовали ввести колориты в черно-белые снимки, можно выяснить на выставке "Первоцвет: техники и смыслы", уже открывшейся в другом - другими словами большом - "Манеже".
Тут попадаются редкие, время от времени доверчивые до умиления эталоны ручных раскрасок (обычно, эту операцию проделывали над семейными фотопортретами). Чуток позднее цвет начали "добывать" с помощью химии либо механики, что привело с течением времени к той цветной фото, заполонившей собой весь мир во 2-ой половине ХХ века.
Но монохромная съемка не канула в Лету.
Напротив, она сделалась эмблемой эстетства и профессионализма.
В том же "Манеже" сходу несколько индивидуальных выставок служат тому доказательством. Пожалуй, конкретно тут полнее всего реализована одна из основных тем сегодняшней "Фотобиеннале", которая звучит как "Свет и цвет".
Не то чтоб речь шла о противопоставлении 1-го другому - быстрее, о способности по-разному относиться к видимому миру.
В одних вариантах яркость красок служит решающим фактором - как, скажем, у француза Ива Желли в экспозиции "Картины из Китая". В другом же контексте нет нужды не только лишь в сочном цвете, да и в изобилии света.
К примеру, поляк Богдан Конопка (манежная выставка "О природе вещей") предпочитает минимум освещения, чтоб лишь отдельные лучики вторгались в его "черное королевство". Другого рода миниатюризм свойствен американцу Ральфу Гибсону: он любит, когда в кадре нет ничего излишнего.
Еще жестче устроены композиции покойного итальянского классика Марио Джакомелли - и так же жестки иногда его сюжеты. Жестки, но не жестоки.
К примеру, старость, увиденная очами Джакомелли, нисколечко не припоминает о идиллии "склона дней", но и натуралистического смакования чужой слабости у него не встретишь.
Снято без сантиментов, но с глубинным сопереживанием.
Выбор объектов для фотографирования и авторская интонация - это, быстрее, цвета иной темы "Фотобиеннале", звучащей как "Изумление". В том смысле, что суровый живописец берет не количеством кадров, снимая все попорядку в надежде на случайное волшебство, а кропотливым выбором.
Изумление тут - синоним озарения. При этом этот принцип работает не непременно только в ситуации репортажной съемки.
Вот у голландца Антона Корбайна (его ретроспектива "Четыре измерения" открылась в Музее современного искусства на Петровке) чувством изумления проникнуты и очевидно постановочные портреты.
В 70-е годы Корбайн начинал с образов рокеров всех мастей, позже в списки его героев стали попадать и остальные персонажи - вроде голливудских звезд либо престижных писателей.
Есть искушение представить, что мы имеем дело с еще одним гламурным портретистом, но выставка эту идею опровергает.
Манера тут не андерграундная, естественно, но с явным привкусом арт-хауса. Намеренно мутноватые кадры, время от времени с "неумело" наведенной резкостью, странноватые амплуа именитых моделей, их вроде бы случайные, даже нелепые позы - за всем сиим стоит авторская госпрограмма.
Отрицать ее нереально, хотя на пресс-конференции сам Корбайн больше говорил о личном восприятии собственных героев, которое и диктует сюжеты. Слово "изумление" не звучало, но предполагалось.
В конце концов, 3-я тема фестиваля сформулирована не отвлеченно, а полностью непосредственно, по-юбилейному. Под лозунгом "Магнум - 60 лет!
" проходит серия выставок тех фотографов, которые работают сейчас для известного фотоагентства.
Эта линия сначала выражена в Центре современного искусства "Винзавод", где сразу презентуется и новое выставочное место под эгидой компании RIGroup.
Обещают, что и в предстоящем тут будут реализовываться проекты, курируемые Ольгой Свибловой, директором Столичного дома фото. Хотя по отношению к новеньким залам на "Винзаводе" точнее будет вспомнить о другом заглавии этого учреждения - мультимедийный комплекс актуальных искусств.
Сегодня же тут представлена фото в чистом виде - от создателей "Магнума".
Посреди их бытует и россиянин Жора Пинхасов - пожалуй, самый узкий и вдумчивый живописец из всех представленных. Он совсем не концептуален, в его работах не просматриваются сквозные сюжеты.
Каждый снимок - отдельное, самодостаточное явление. 1-ые вернисажи знаменуют только исходную стадию госпрограммы "Фотобиеннале-2008".
Дальнейшие открытия выставок будут происходить в музеях и галереях городка в течение еще 3-х недель. При этом фестиваль может коснуться даже тех, кто и в голове не держал посещать какие-то выставки: два проекта "Фотобиеннале" развернуты на щитах снутри столичного ГУМа.