Тем более что исландские дипломаты, ссылаясь на слова командира...

Тем более что исландские дипломаты, ссылаясь на слова командира пассажирского лайнера, летевшего из Рейкьявика в Стокгольм, почему-то перепутали дальний бомбардировщик Ту-22М3 со стратегическим бомбардировщиком Ту-160. Не потому, что «у кошмара глаза велики», а потому, как выразился представитель российского военного ведомства, опровергнувший сам факт «опасного сближения», что заявление исландских дипломатов явилось «плодом личной фантазии» пилота. И уточнил, что российский бомбардировщик летел с включенными транспондерами.

Иными словами отыскать, кто и где находился в нейтральном воздушном пространстве над Норвежским морем, профессионалам не составило бы большого труда.

И хотя виртуальный информационный конфликт меж русским бомбардировщиком и исландским лайнером вроде бы завершился, неувязка включенных и невключенных транспондеров военной авиации остается чрезвычайно актуальной. Она стояла в центре Совета Россия–НАТО, который прошел больше 2-ух месяцев назад.

Там полномочный представитель нашей страны Александр Грушко предложил партнерам обсудить делему сохранности на совместных границах, в том числе и полетов военных самолетов над Балтикой с выключенными транспондерами, которая, судя по выступлениям чиновников альянса и публикациям западных СМИ, очень сильно тревожила европейское общество. Натовцы пообещали обдумать эту инициативу, но ранее времени никакого внятного официального ответа из Брюсселя Москва так не получила.

Не дождавшись ответа от НАТО, российское военное ведомство поначалу августа обратилось к нашим западным соседям в Балтийском регионе — Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Швеции и Финляндии с аналогичным предложением: пока в Брюсселе собираются с мыслями, давайте сами проведем консультации по этому вопросу, обменяемся мнением, как можно решить вопрос о транспондерах, беспокоящий военных и общественность прибалтийских стран. Сначала в балтийских столицах с энтузиазмом восприняли московскую инициативу, в столицу Рф даже собрался прилететь заместитель министра обороны Финляндии Юкка Юусти.

Но в последний момент, сославшись на какие-то непредвиденные происшествия, финны этот визит отменили.

А в балтийских СМИ, как по команде, со ссылками на местных высокопоставленных политиков прозвучали слова о том, что такие «сепаратные» консультации нецелесообразны, так как могут внести раскол в тесные натовские ряды. А эти «ряды» опять же помалкивают.

Видимо, ожидая указаний из Вашингтона.

Предложение Рф НАТО принять решение по транспондерам возникло не на пустом месте. Эту идею высказал на встрече с русским президентом Владимиром Путиным во время его визита в Хельсинки президент Финляндии Саули Ниинистё.

Общественность балтийских стран, произнес тогда управляющий примыкающей страны, очень беспокоят полеты российской военной авиации в балтийском воздушном пространстве с выключенными транспондерами, что делает крайнюю опасность для пассажирских перевозок. Владимир Путин, как знают читатели, ответил тогда, что натовские военные самолеты тоже летают в этом регионе, в том числе и у российских границ, с выключенными транспондерами, а количество таких полетов вдвое превосходит полеты российских самолетов.

Тем паче Россия готова поменять свой подход к процедуре похожих полетов при условии, что так поступят и натовские летчики.

Малюсенькое разъяснение: транспондер — это такое устройство, которое, когда оно включено, позволяет автоматом идентифицировать хоть какой летающий объект, узнать принадлежность этого объекта к той или иной стране, его тип и марку, отыскать направление и цель его полета.

На гражданских пассажирских лайнерах, вообще, как и на транспортных самолетах, они включены постоянно, что дает возможность диспетчерам в аэропортах управлять сохранностью воздушного движения, как регулировщикам на сложных городских магистралях.

Разводить самолеты в небе по разным направлениям, по курсу, высоте, давать подсказку пилотам самый безопасный путь.

И летать с включенными устройствами, которые называются транспондерами, — значит, понизить напряженность меж Россией и НАТО, в том числе и около их границ, показать открытость и транспарентность, отсутствие каких-то небезопасных планов по отношению к другу... Но оказалось, что натовцы, громче всех кричавшие о «неготовности русских к открытости и транспарентности», к «полетам с включенными транспондерами», сами не собираются следовать своим призывам.

Да, бывают отдельные случаи, когда их самолеты приближаются к русским границам с включенными транспондерами, заявляя таким образом о себе: мол, мы за вами пристально смотрим.

Но договариваться с Россией о системе взаимного опознавания, подписать соответствующий документ, быть готовыми на взаимной базе открыть планы собственных полетов у российских воздушных рубежей они не готовы. Не готовы по разным причинам.

В том числе и потому, что пробуют получить для себя одностороннее военное преимущество за счет того, что будут контролировать российские военные самолеты и в то же время не дозволят русским контролировать свои. Тщетные надежды — отечественные средства контроля воздушного места разрешают идентифицировать хоть какой летательный аппарат, даже сверхзвуковой и выполненный с применением так называемых стелс-технологий, а без их и подавно.

И военного плюсы натовцам мы предоставлять не собираемся.

Желаете транспарентности — пожалуйста. Но только на взаимной базе.

По другому никак. На этом можно было бы поставить точку.

Но вот деталь.

Инициативу договориться о полетах с включенными транспондерами показал не кто иной, как финский президент. Только позднее ее поддержали российские политики и военные.

И нежели в НАТО, которое не мытьем, так катаньем тянет в свои ряды Хельсинки, так относятся к финским предложениям, когда страна Суоми еще не член альянса, то возникает естественный вопрос: что будет, нежели она туда вступит?! Создатель — военный обозреватель ТАСС Все представления >>

Добавить комментарий