В настоящее время в нашей стране практически повсеместно, не считая...

В настоящее время в нашей стране практически повсеместно, не считая Москвы и Санкт-Петербурга, состояние централизованного водоснабжения неудовлетворительное. Во практически всех пригородах и сельской местности вообще отсутствуют станции водоочистки, а сточные воды не очищаются. На сегодня в Рф, по данным надзорных органов, от 35 до 60% питьевой воды не удовлетворяет санитарным нормам.
Не отвечает нормам состояние порядка 40% поверхностных и 17% подземных источников питьевого водоснабжения.
Из всех отходов сельскохозяйственного и промышленного производства, сбрасывающихся в наши реки и озера, до нормативных требований доводится всего 46%, иными словами менее половины. Доступа к качественной воде в Рф нет у 11 миллионов человек.
Около 50 миллионов человек, т. е. треть населения страны, пьют воду с завышенным содержанием железа.
Низкое качество питьевой воды сказывается на здоровье населения. Микробное загрязнение нередко служит предпосылкой пищеварительных зараз.
В стране регистрируются вспышки острых пищеварительных инфекционных заболеваний, вызванных питьевой водой.
В целом по РФ 20,6% проб, взятых из водопровода, не отвечает гигиеническим требованиям к питьевой воде по санитарно-химическим показателям. Состояние наших водопроводов понятно не только спецам.
Срочной замене подлежит фактически треть всех труб, в то время как раз в год заменяется порядка 1,5%. Даже увеличение в несколько раз размера ремонтных работ не решает трудности доставки незапятанной воды потребителю.
Выход один: "приближать" чистую воду к жилым домам и объектам социальной сферы с одновременной реализацией целого комплекса мер в области водоснабжения, водоотведения и водоочистки.
На данный момент водохозяйственный комплекс Рф просит постоянного вложения экономных средств хотя бы на поддержание его в нынешнем состоянии, чтобы не допустить ухудшения ситуации. В то же время современные технологии и лучший подход к развитию комплекса могут в корне переломить ситуацию.
Тема незапятанной воды объединяет целый ряд программ и проектов.
Это проект "Незапятнанная вода" "Единой Рф", одноименные региональные госпрограммы во практически всех субъектах федерации. В руководство внесен, но пока не принят и проект гос госпрограммы "Незапятнанная вода".
Городская госпрограмма "Незапятнанная вода" призвана не заменить или включить в себя соответствующие региональные и городские госпрограммы, а поначалу обеспечить софинансирование со стороны федерального центра программ субъектов федерации, помочь привлечь в ветвь личные инвестиции.
Среди основных задач госпрограммы - создание системы действующего управления в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; создание аспект для привлечения личных инвестиций; формирование системы городских обязательств и системы контроля; стимулирование производства инновационного русского оборудования, технологий и материалов; обеспечение питьевой водой объектов социальной инфраструктуры; формирование информационно-аналитической базы о состоянии аква отрасли; городская поддержка реализации региональных программ и проектов.
Работа в рамках проекта "Единой Рф" в важной степени помогла разработке программы. Непосредственно задача принятия масштабной гос госпрограммы по воде была поставлена три года назад как одна из основных задач партийного проекта.
Партийный проект позволил перенести в список приоритетных практически все вопросы водоснабжения и водоотведения в регионах.
Много работали для разработки программы водоканалы в Москве и Санкт-Петербурге, Оренбурге, Калуге, Ханты-Мансийске, Росводоканал.
В разработке гос госпрограммы участвовал ряд российских институтов, совершенно проект дорабатывался Министерством экономического развития.
Положения проекта госпрограммы обсуждались на форумах и конференциях, в том числе на Петербургском международном экономическом форуме, Невском международном экологическом конгрессе, Международной конференции "Незапятнанная вода", одобрены Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения, Муниципальным союзом водоканалов. Среди вопросов, обсуждаемых в связи с проектом программы, необходимо особо выделить темы тарифов, внедрения фильтров и очистки стоков.
Приоритетное внимание уделяется сдерживанию роста тарифов. Для этого в программе предусматривается развитие конкурентного рынка услуг по обеспечению населения незапятанной водой: внедрение конкурсных устройств привлечения личных операторов, неизменная оценка их работы.
Предстоит решать трудности очистки и отведения промышленных и бытовых стоков.
Здесь необходимы принятие мер по совершенствованию устройств взимания платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, мониторинг характеристики очистки сточных вод в автоматическом режиме реального времени, применение современных технологий очистки. В ряде публикаций СМИ проводятся пробы приписать программе рвение поставить по всей стране определенные модели фильтров, и все это за большие экономные средства, превосходящие федеральный бюджет.
В проекте программы фирмы-производители или модели фильтров вообще не упоминаются.
Какие фильтры ставить на объектах социальной инфраструктуры, решают власти на местах и администрации учреждений. Решение должно приниматься в согласовании с 94-м федеральным законодательством, с проведением конкурсов и проверкой документации.
Основное слово в оценке фильтров принадлежит Роспотребнадзору. Создание конкурентной среды, возможности выбора различных технологий и моделей - одна из основ программы.
Какой фильтр ставить дома, может решить только обладатель. Обеспечение доступа людей к незапятанной воде - неувязка общегосударственного масштаба, и решаться она должна всеми уровнями власти вместе с гражданами.