В стесненных экономических аспектах не все предприниматели имеют...

В стесненных экономических аспектах не все предприниматели имеют финансовую возможность дополнительно инвестировать в дорогостоящие передовые разработки. Исследователи рынка российской промышленности также отмечают недостаток стимулирующих обстоятельств, которые заставляли бы менеджеров и собственников промышленных компаний заниматься новыми разработками. Формируя инициативу Согласно последним данным Федеральной службы гос статистики РФ, в нашей стране только каждое десятое промышленное предприятие проявляет инновационную активность.
Это в несколько раз ниже, чем в развитых странах. «Отечественные компании нередко не заинтересованы во внедрении технических ноу-хау, потому что их положение на рынке определяется не способностью к инновациям, а близостью к ресурсам, в первую очередь административному и сырьевому»,?
— отметила Людмила Клеева, заведующая лабораторией «Экономика и управление бизнесом» ВШКУ РАНХиГС. Во всем мире, к примеру, уже стремительно набирают популярность инновационные 3D-технологии стройки и печати, послойного синтеза материалов.
В большинстве российский компаний к таким нововведениям пока только начинают присматриваться. В качестве вероятной меры по формированию принципиально новейших рынков и созданию аспект для глобального технологического лидерства Рф к 2035 году можно рассматривать создание в нашей стране Гос технологической инициативы (НТИ).
Предложение о ее формировании было выдвинуто президентом РФ Владимиром Путиным в декабре прошедшего года.
НТИ будет включать системные решения по определению основных технологий, подходящих конфигураций в области норм и правил, работающих мер валютного и кадрового развития, устройств вовлечения и вознаграждения носителей подходящих компетенций.
Выбор будет проводиться с учетом основных трендов мирового развития исходя из приоритета сетевых технологий, сконцентрированных вокруг человека как конечного потребителя.
По инфы Агентства стратегических инициатив, в разработку НТИ будут вовлечены проектные команды, технологические компании, ведущие университеты, исследовательские центры, огромные деловые объединения и профессиональные общества.
Надежды на импортозамещение Одним из новейших якорей, сдерживающих процесс внедрения инноваций в российской промышленности, стали международные санкции, которые затрудняют трансфер технологий из-за рубежа. Без него неосуществим прогресс тех отраслей, где разработка собственных технологий невозможна ввиду технологического отставания.
По инфы Минпромторга РФ, наиболее зависимыми от использования забугорной продукции являются станкостроение (толика импорта порядка 80%), тяжелая и легкая промышленность (70–90%), а также создание электрооборудования (80–90%). Избавление от импортозависимости предусмотрено в государственной Стратегии инновационного развития Рф до 2020 года. Документ обрисовывает внедрение русских инноваций как основной фактор роста экономики.
Введенные санкции, ослабление рубля и удорожание импортного оборудования вынуждают компании переходить к новой технологической политике. «Уже изготовлены департаменты по импортозамещению в «Газпроме» и «Газпром нефти»,?
— поведал Сергей Фахретдинов, член президиума генсовета «Деловой России».?
— «Роснефть» планирует обеспечить 100-процентное замещение технологий в долгосрочном периоде. Активизировались городские меры по поддержке импортозамещения, вводятся субсидирование на уплату части процентов по кредитам на реализацию новейших проектов».
Чем выше развитие отрасли в целом, тем более сложные технологии она готова принять.
В России к «передовикам» традиционно относятся компании из нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей сферы — 30% компаний данного сектора раз в год употребляют технологические инновации.
На втором месте находятся производители электронного и оптического оборудования — 27% представителей этого рынка активно осваивают инновационные разработки. Следом идет ветвь хим производства — 25% организаций из данного сектора экономики на данный момент нацелены на развитие за счет внедрения инноваций.
Также очевидно, что модернизация российской промышленности невозможна без движения в сторону наукоемких и инновационных производств.
Среди них — отрасли электроники, фармацевтики, атомная энергетика, авиация, автомобилестроение, судостроение и биотехнологии.
«С целью стимулирования начала инновационного бума государству необходимо продолжать политику улучшения аспект ведения бизнеса: обеспечить честную конкурентнсть,?
— считает Вера Баринова, заведующая лабораторией инновационной экономики Института экономической политики имени Е.?Т. Гайдара.?
— Тогда компаниям самим будет выгодно внедрять новые технологии и совершенствовать выпускаемую продукцию. Так происходит в развитых странах, где рыночные условия заставляют предпринимателей биться за покупателей, а инновации являются основным средством конкурентной борьбы.
Нежели в конкурентной борьбе можно выигрывать другими способами, то тогда инновации не нужны бизнесу». Инновации сами по себе не являются целью.
Они должны быть нацелены на оптимизацию бизнес-процессов: сокращение издержек, ускорение производства товаров, повышение их характеристики.
По словам Веры Бариновой, проведенное специалистами РАНХиГС исследование реального сектора российской экономики показало, что компании-лидеры ежегодного межотраслевого рейтинга «ТехУспех» добиваются скорого роста во многом за счет инвестиций в научно-исследовательские разработки.
Компании, вложившие на 1% больше средств в НИОКР в расчете на 1-го работника в 2010 году, имели на 0,08% выше прирост выручки в 2012-м. Окупаемость науки В последние годы не считая компаний нефтехимического комплекса, металлургии и аэрокосмического сектора Россия начинает набирать авторитет на рынке микроэлектроники.
К примеру, в нашей стране и за рубежом раз в год растет спрос на технологии радиочастотного определения (RFID). Такие разработки употребляются как на промышленных предприятиях, так и в привычных для всех нас носителях, например в смарт-картах для метрополитена.
Крупнейшим производителем и экспортером микроэлектроники в нашей стране является компания ОАО «НИИМЭ и Микрон» (холдинг ОАО «РТИ Системы»).
В 2014 году компания вошла в историю как производитель, выпустивший 1-ые российские двухъядерные микропроцессоры «Эльбрус-2СМ», и стала одним из ведущих микроэлектронных компаний Европы.
Добиться высокого результата на международном уровне позволила выстроенная производственная цепочка полного цикла — от разработки чипа до выпуска конечного продукта, — что позволяет без помощи остальных создавать целый спектр высокотехнологичных изделий, нацеленных на массовый рынок.
Это интеллектуальные карты — смарт-карты, транспортные и другие RFID-карты (с использованием технологии радиочастотной идентификации), sim-карты, банковские карты с чипом, социальные карты и другие идентификационные документы, новые изделия для промышленной электроники.
Секрет эффективности работы инновационного конвейера российского рынка микроэлектроники кроется в развитии научного фундамента. Компании инвестируют в развитие собственных научно-исследовательских центров, а также работают с институтами РАН, государственными научными центрами РФ, техническими институтами, отраслевыми НИИ, НТУ и центрами проектирования.
Аналитики рынка отмечают, что общий размер вложений в НИОКР в данном секторе составляет около 15% выручки компаний.
По данным Российской ассоциации производителей электроинструмента (РАТПЭ), еще одним свежим примером скорого захвата рынка за счет внедрения инноваций является опыт компании «Интерскол».
Благодаря инвестициям в собственные научные разработки и построению полного цикла инновационного процесса производства (включая передовые материалы и высокотехнологичное оборудование) компании удалось захватить 18% рынка бытового и профессионального электроинструмента, а также выйти на примечательные позиции рейтинга «ТехУспех».
Композит на смену сплаву Мощный импульс развитию композитостроения в нашей стране дала заинтересованность городских ведомств в быстром развитии стратегически принципиальных отраслей — ТЭКа, дорожного стройки, освоения космоса, оборонной промышленности.
Несмотря на то что сейчас Россия обеспечивает лишь 0,3–0,5% мирового производства композитов, непосредственно на этом рынке российские спецы отмечают большие перспективы в ближайшем будущем. «Внедрение композитных материалов окупается нескоро,?
— отметил Эмиль Юсупов, гендиректор компании «Рускомпозит».? — От старта проекта до согласования документации и вхождения инновационной продукции в реестры заказчиков из таких сфер, как строительство, нефтегаз, дорожное строительство, может пройти до 3-х лет и более.
До выхода проекта на точку окупаемости — от 7 до 12 лет». Современные полимерные композиты находят во всем мире обширное применение благодаря таким качествам, как высокая крепкость, коррозионная стойкость и низкий удельный вес.
Их применение приводит к уменьшению сроков стройки, снижению совокупной стоимости обслуживания объекта, разрешают добиться более долгого безремонтного периода эксплуатации.
Поэтому разумно, что около 30% мирового размера производства полимерных композитов (4 млн т в натуральном выражении) составляет продукция для строительного комплекса.
Основное достоинство композитов можно обрисовать поговоркой «скупой платит дважды». Эти материалы в сравнении с традиционными материалами — сплавом, бетоном и резиной на исходном шаге оказываются дороже.
Но за счет стойкости к коррозии, долговечности, многократности использования, огромных прочностных черт изделия из композитов выигрывают — эксплуатационных издержек практически ноль. Композиты необходимы при производстве объектов, рассчитанных на сверхнагрузки, и требуют высокой надежности материалов, деталей, конструкций при большей сохранности для человека и природы.
Поначалу это аэрокосмическая промышленность, оборонный комплекс, судостроение, энергетика, строительство и ремонт авто дорог и объектов дорожной инфраструктуры, нефтегазовый сектор.
Высоким потенциалом роста обладают рынки, связанные с архитектурой и обустройством городской среды, гражданским стройкой. «Композиты не только прочны и легки в транспортировке и монтаже, из композитов можно произвести изделия совершенно разных форм,?
— поведал Эмиль Юсупов.? — Представьте себе антивандальную композитную остановку общественного транспорта в стиле хайтек с точками вай-фай, станциями электропитания для подзарядки смартфонов».
Подобные решения уже есть и в мире, и у нас в стране. Их не довольно, но начало таким проектам уже положено.